Исполнительный директор Масложирового союза России Юрий Морозов в письме секретарю Совета безопасности Николая Патрушеву обещал перебои со снабжением населения растительным маслом (документ есть у “Известий”). Совбез попросил вице-премьера Аркадия Дворковича разобраться в ситуации. Тот поручил Минсельхозу, Минтрансу и другим заинтересованным организациям придумать решение проблемы. В мае 2012 г. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта издала предписание о запрете перевозки в вагонах-цистернах грузов, не входящих в перечень, разрешенный заводом-изготовителем. С тех пор Масложировой союз России пытается продлить возможность перевозки растительного масла в прежнем режиме до 2014 г. За это время, считают в союзе, производители вагонов-цистерн могут внести необходимые изменения в технические условия. В декабре 2012 г. Минтранс дал временное разрешение на перевозку продукта, но оно действует только до 31 января 2013 г. и только для тех типов вагонов, для которым их владельцы подали заявки заводам-изготовителям на переоформление документов.
– Со времен СССР для перевозки растительного масла использовались цистерны для светлых нефтепродуктов. Других цистерн для этих целей просто нет. В них перевозится масло для последующей промышленной переработки. Это не противоречит мировой практике, нормам ВОЗ и Codex Alimentarius (свод международных требований к пищевым продуктам. – “Известия”), – прокомментировал исполнительный директор Масложирового союза России Юрий Морозов. В общей сложности производителями растительного масла, по данным союза, используется порядка 3 тыс. цистерн. На Лабинском масло-экстракционном заводе (МЭЗ) рассказали, что предприятие владеет 12 цистернами. Вагоны были приобретены в 1976 г. и предназначались для вязких нефтепродуктов, но применялись исключительно для перевозки масла между перерабатывающими заводами. – После запрета на перевозку наши цистерны застряли по разным заводам холдинга. Сумму ущерба оценить сложно, но она многомиллионная, – рассказал замдиректора Лабинского МЭЗ Владимир Баянов. На машиностроительном заводе “Азовмаш” – крупнейшем производителе вагонов в СНГ – сообщили, что к решению проблемы приступили, но сроки и пути ее решения пока не известны. Требуется изменить технические условия на вагоны-цистерны, но требования к транспорту для железнодорожных перевозок растительного масла никто не разрабатывал.
– В советское время в наших цистернах из черного металла перевозили в основном подсолнечное масло, и проблем не возникало. Сейчас стали перевозить рапсовое и кокосовое масло, оно более агрессивно воздействует на металл, из которого сделаны цистерны, и окисляет его. Но других вагонов просто нет, и мы над этой проблемой работаем, – сообщил источник на “Азовмаше”. Производители растительного масла в качестве альтернативы рассматривают автотранспорт, но по их оценкам, при расстояниях свыше 400 км это невыгодно. В Масложировом союзе подсчитали, что стоимость литра масла таким образом увеличивается на 3-4 руб. Другая проблема – отсутствие автоконтейнеров в необходимом количестве. – Наша компания перевозит огромные объемы фасованного масла в фурах, а автоконтейнеры для наливного масла – большая редкость, они не востребованы производителями из-за высокой стоимости услуг, – сообщил гендиректор ОАО “Совтрансавтоэкспедиция” Леонид Шляпников.
В научном сообществе считают недопустимым перевозку масла в вагонах из черного металла независимо от того, будет оно потом перерабатываться или нет. – Любые пищевые продукты надо перевозить в цистернах из нержавеющей стали. В железных вагонах это делать категорически нельзя. В результате реакции образуется трехвалентное железо, которое откладывается в мышцах человека и вызывает мышечную анемию. Надо уходить от правил советского времени. Тогда возили на Кубу нефть в танкерах, а обратно этим же транспортом возили сахар, – прокомментировал президент Центра “Экология и здоровье”, заслуженный профессор МГУ Валерий Петросян. По расчетам Масложирового союза, из-за проблем с железнодорожными перевозками в 2013 г. стоимость фасованного растительного масла для потребителей вырастет в среднем на 10%. (Известия/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)