Ром родился на тростниковых плантациях Карибов. Одна из версий приписывает изобретение рома рабам, которых привозили из Африки. Якобы они заметили, что патока – побочный продукт производства сахара – сбраживается в алкоголь. И додумались этот продукт перегнать. Якобы благодаря незатейливости производства качество напитка было отвратным. Но версия весьма хлипкая. Перебродивший сок сахарного тростника пили и рабы Южной Америки, заметив характерный запах из кормушек скота. Но где рабам было перегонять патоку в ром на плантациях XVII в. – большой вопрос. Сам сахарный тростник был завезен в Новый Свет колонизаторами. Испанцы и португальцы охотно распространяли культуру, завезенную с Востока, в своих новых владениях. Только они владели секретом производства сахара. Нужно заметить, что возделыванием этой культуры в Португалии занимались и тамошние евреи, которые тоже мигрировали в Новый Свет.

Но, помимо цивилизации, на суднах отважных и авантюрных конкистадоров в новые земли была завезена и католическая инквизиция. Поэтому евреям пришлось сняться с места и отправиться на Антильские острова в Карибском море. По другой версии, им пришлось уйти вместе с голландцами, которых вытеснили из Северной Бразилии те же португальцы. Так или иначе, евреи, знавшие секреты дистилляции и имевшие доступ к ресурсу производства – сахарной патоке, взялись за дело.

Впервые ром упомянут в книге миссионера Тертра “Общая история Антильских островов, обжитых французами”, которая была написана им в 1657 г. после путешествия по Карибскому бассейну. Хотя более древней предтечей рома некоторые считают напиток глубокой древности из сока сахарного тростника, который был распространен в древней Индии и Китае. Его название произносилось как “брам”, а малайцы промышляли им тысячелетиями. Тот же глобтроттер Марко Поло упоминает, как его угощали “очень хорошим сахарным вином” еще в XIV в. на территории современного Ирана. Но стоит отметить, что, хотя кашаса и ром так или иначе являются продуктами, получаемыми из сахарного тростника, сам процесс немного разнится. Если в первом случае – это дистилляция бражки из сока тростника, то во втором случае сырьем выступает уже патока. Родиной напитка считается Барбадос, расположенный в Карибском море и входящий в группу Малых Антильских островов Карибского моря. История названия “ром” имеет столько же версий, сколько и теорий собственного происхождения. По одной из них, название появилось от saccarum, что в переводе с латыни означает “сахарный тростник”, согласно другой – это начало слова rumballion, что означает “большой шум, драка”.

Менее правдоподобные варианты утверждают, что название имеет голландские или датские корни. Большие бокалы для спиртного, использовавшиеся моряками из этих стран, у голландцев назывались rummers, а в датском варианте – roemer (бокал). Ну, и совсем слабый вариант – сокращение французского слова arome (аромат).

Как бы там ни было, в свое время ром имел большое значение в работорговле. В те незапамятные времена формула обогащения выглядела: “рабы – сахарный тростник – ром”. Немного позже эта схема несколько трансформировалась и к XVIII в. получила название “атлантический торговый треугольник”. Суть заключалась в следующем: из портов Европы отплывали корабли, груженные ситцем, шнапсом и ружьями. Эти товары обменивались на западном побережье Африки на черных рабов, которых везли на продажу в Америку. Оттуда корабли возвращались в Европу с сахаром, хлопком-сырцом и, конечно же, ромом. На заре своего становления ром был настолько отвратительным, что довольно долгое время был напитком для рабов. Их подпаивали низкокачественным алкоголем, чтобы они не свихнулись раньше времени и не померли слишком быстро. Только начиная со второй половины XVII в. технология изготовления рома улучшилась настолько, что собственники рабов стали решаться попробовать этот напиток. И лишь спустя три столетия современные транснациональные корпорации объявили ром “напитком для настоящих мужчин”, забыв упомянуть, что первых таких мужчин закупали оптом на берегах Западной Африки.

Напитком пиратов ром стал благодаря неумению тогдашних моряков сохранять пресную воду, которая во время долгих переходов протухала. Поэтому на борт загружались также запасы пива и вина, которые постигала та же участь. Брэнди и коньяк очень подходили морякам – крепкий напиток не портился. Но они были непомерно дороги для того, чтобы загрузить ими корабль. А аналогичный по крепости ром был намного дешевле и обладал сходными свойствами. Примерно с этих пор он становится товаром, который хорошо расходился в портах. Так ром оказался на борту корабля, а бутылка с огненным напитком стала таким же необходимым атрибутом моряка или пирата, как выбитый глаз или укороченная нога. Его пили не только для храбрости при штурме торговых судов, но еще и использовали вместо медицинского спирта для обеззараживания и обработки ран и порезов. Хотя изначально его все-таки заливали в запасы пресной воды с целью увеличения срока ее хранения. В 1655 г. британский флот занял остров Ямайка. Ресурсы производства солнечного острова стали прекрасным поводом для экономии денег, поэтому вскоре на британских кораблях французский брэнди заменили на ром. Нужно сказать, что алкоголь входил в ежедневный рацион моряка. Согласно указу от 1687 г., каждому матросу полагалась пинта (568 г) рома в день. Поговаривают, что этот указ пролоббировал сам сэр Френсис Дрейк. Почетный титул он получил за то, что платил “откаты” британской короне, поэтому мог себе позволить “издать” указ в собственных целях. Вероятно, он рассчитывал, что ром будет поднимать настроение моряка, заглушать тоску по дому и смягчать боль от ран. Указ прослужил британским морякам вплоть до 31 июля 1970 г.

Моряки очень уважали ром настолько, что даже тело адмирала Нельсона, убитого в ходе Трафальгарской битвы, перевозили в Англию в бочке рома. После широкого распространения в Южной Америке и Карибском бассейне ром перебросился на Северную Америку. Первая фабрика по его производству была открыта в 1664 г. на территории современного Стейтен-Айленда. Спустя три года открылась еще одна фабрика в Бостоне. Вскоре алкогольное производство стало ключевой и богатой отраслью Северной Америки. В середине XVIII в. на территории современных США потреблялось примерно 13,5 л рома в год на одного человека, а американская продукция даже некоторое время использовалась для взаиморасчетов в Европе. Но до второй половины XIX в. ром продолжал быть довольно жестким напитком. Тогда Королевская палата Испании посулила приз тому, кто сможет усовершенствовать производство рома. Энтузиасты взялись за дело, и им удалось повысить качество рома. Среди них был и Дон Факундо Бакарди Массо, который приехал в Сантьяго-де-Куба из Испании. Именно он провел массу экспериментов и использовал угольную фильтрацию и выдержку рома в бочках. Ему удалось получить более мягкий и приятный напиток, который мы знаем сегодня как белый ром. Стоит ли говорить, что компания, основанная Доном, занимается этим делом до сих пор. (Экономические известия/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)