Рост потребления алкогольных напитков в мире, начавшийся в 2010 г., продолжился и в году минувшем. Как следует из данных американского отраслевого журнала Impact, продажи ведущих брэндов выросли за год в среднем на 2,5-3,5%, при этом рост отмечен практически во всех категориях алкогольных напитков. Основными драйверами роста остаются развивающиеся рынки, среди которых выделяются Индия и Китай, которые ежегодно потребляют все больше и больше спиртного. На их фоне диссонансом выглядят показатели большинства восточноевропейских брэндов: ведущие марки Украины и Польши продемонстрировали значительное падение, в России, в частности, падали показатели брэндов польской CEDC. Наиболее популярными напитками по-прежнему остаются водка и виски. В сотне самых популярных напитков премиум-класса, представленных в свежем номере Impact, фигурируют 32 брэнда виски и 23 марки водки. Характерно, что все мировые лидеры рынка виски, кроме Grant`s, продемонстрировали впечатляющий рост, прибавив за год от 6 до 10%. В категории “скотч” самого заметного прогресса добилась марка William Lawson`s (Baccardi), увеличив продажи за год более чем на треть (35,3%), до 2,07 млн. дал. Существенный вклад в успех брэнда внесла и активность Baccardi в России: по данным мониторинга розничных продаж в Москве отраслевого агентства ЦИФРРА, William Lawson`s стал вторым по популярности виски на столичном рынке, заняв 12,35% рынка в денежном выражении и уступая лишь многолетнему лидеру – White Horse c долей 15,05% в Москве.

Заметным событием в водочной категории стало возвращение в топ-3 марки Absolut (Pernod Ricard), занявшей по итогам продаж в 2011 г. второе место с показателем 10,08 млн. дал. Абсолютное лидерство сохранил за собой Smirnoff (Diageo), выросший в 2011 г. на 1%, до 22,23 млн. дал. Возвращение Absolut в “большую тройку” стало возможным не столько благодаря росту продаж этого брэнда (2,9%), сколько из-за падения опережавших его российской “Зеленой марки” (эта марка, принадлежащая CEDC, упала на 14,2%) и украинского “Хлебного дара” (“Баядера групп”, падение на 24%). В данную тенденцию органически вписываются и показатели польских водочных брэндов, большинство из которых (Wyborowa, Sobieski, Lukusowa,Bols) потеряли за год от 10 до 20%. “В Украине после очередного повышения акциза водка стала слишком дорогой для потребителя, – объясняет тенденцию директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. – То же можно сказать и о Польше”. По мнению эксперта, в этих странах население массово переходит на потребление самогона и фальсификата.

На фоне соседей российские брэнды в целом показали неплохую динамику. В очередной раз выросли продажи “Пяти озер” (Алкогольная сибирская группа) – на 5,8%, до 6,03 млн. дал, и “Русского стандарта” – на 4%, до 2,34 млн. дал. Брэнд Рустама Тарико в очередной раз попал в топ-10 самых популярных водок в категории премиум и в очередной раз приблизился к показателям марки Stolichnaya (SPI Group) – 2,7 млн. дал, с которой ведет спор за звание главной русской водки на мировом рынке. Но самой главной сенсацией водочного рейтинга стал прорыв марки “Беленькая” (“Синергия”). Этот брэнд продемонстрировал головокружительный взлет продаж, прибавив за два последних года 153% и достигнув показателя 6,39 млн. дал. Опрошенные участники рынка и эксперты назвали такой результат удивительным и невероятным. При сохранении подобной динамики “Беленькая” в этом году может претендовать на звание водки номер один в России, опередив по объемам продаж теряющую продажи “Зеленую марку”. Брэнды CEDC в новом рейтинге Impact оказались в глобальном минусе. Помимо падения “Зеленой марки” снизились продажи и “Ямской” (-12,9%), еще недавно самого быстрорастущего брэнда компании. Присутствовавшие в прежних рейтингах журнала марки “Парламент” и “Журавли” и вовсе покинули списки, что, вероятно, также является отображением спада компании. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)