Татарстанская группа “Нэфис” пустила новый крупный завод по производству и фасовке майонеза, кетчупов и соусов под марками Mr. Ricco, “Ласка”, “Томаччо”. Благодаря новой упаковке и маркетинговой политике в компании надеются войти в число лидеров уже без того насыщенного рынка.
Майонез – уникальный по российским меркам продукт. В отличие от многих товаров, в том числе и продовольственных, его производство в постсоветской России по сравнению с советскими временами выросло многократно. Если в 1990 г. в стране было произведено всего 118 тыс. т майонеза, то в 2010 г. – уже 730 тыс. Рост более чем в 6 раз. За последние 10 лет среднегодовой прирост объемов производства майонеза зафиксирован на уровне 12%. На закате советской эпохи майонез был если не дефицитным продуктом, то уж точно нечастым гостем в домах и до 1991 г. прочно ассоциировался с Новым годом и прочими праздниками. Сейчас же он обыденность, потребляется во многих семьях ежедневно и добавляется едва ли не в каждое блюдо.
Объем рынка майонеза в денежном выражении не мал. Средняя отпускная цена производителей майонеза по России – от 45 руб./кг, помножим эту цифру на объем производства и получим, что производители продают майонеза примерно на $1 млрд. в год. Средняя же цена в рознице – 90 руб./кг, а это $2,2 млрд. То есть совокупно рынок майонеза в России составляет более $2 млрд.
После долгого роста рынок в последние 3-4 года стабилизировался. Объяснение простое – россияне наелись майонеза. Средний житель страны потребляет более 5 кг этого соуса в год – один из самых высоких показателей в мире. Следовательно, по объемам потребления рынок в ближайшие годы вряд ли будет сильно расти.
По словам специалистов, предложение превышает спрос уже начиная с 2006 г. В 2008-2010 гг. производителей майонеза, как ни странно, поддержал кризис: во многих домохозяйствах люди были вынуждены перейти от обедов в столовых и кафе к домашней готовке, а это означало увеличение использования майонеза. Оказал поддержку майонезу и его основной конкурент – сметана, которая все последнее время дорожала быстрее из-за дефицита на рынке молока и высоких цен на него.
Рынок майонеза еще и высококонкурентен, этот продукт производят в России в значимых масштабах более сотни предприятий. В то же время отметим присутствие нескольких крупных межрегиональных холдингов российского происхождения, каждого со своей спецификой: “Эссен Продакшн АГ”, НМЖК, “Солнечные продукты” и ЭФКО. На продукцию этих компаний приходится 54% рынка.
Таким образом, на стагнирующем рынке, каковым становится рынок майонеза, устроить какое-либо подобие рыночного передела архисложно для любой компании, тем более что на нем выстроилась довольно-таки устойчивая структура со своими лидерами. Тем не менее группа “Нэфис” ввязалась в это непростое дело. (Эксперт/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира). (Подробнее см. в журнале «Пищепром Украины»)