Принятый госбюджет на 2017 г. ознаменовался революционным изменением: спецрежим по НДС для аграриев полностью отменен, и сельскохозяйственный сектор работает с НДС на общих условиях и по системе дотирования.

Начинается практическая реализация инициативы МВФ по скорейшему переводу украинских аграриев на европейские механизмы администрирования налогов и финансовой поддержки. Это положительный и, по сути, реформаторский шаг, однако в пост-спецрежимный период аграрные предприятия с высокой вероятностью столкнутся с достаточно болезненными последствиями, считают аналитики издания “УкрАгроКонсалт”.

Среди них:

  1. Повышение финансовых издержек. В реальной жизни сработает известное стремление администрирующих центров поуправлять хотя бы частью этих средств вручную и оспорить или придержать возмещение части НДС.
  2. Осложнение доступа к дотационному ресурсу. Предприятия, которые отвечали требованиям спецрежима, получали массовый и равный доступ к этому режиму, независимо от своего размера и уровня отношений с властями. В новых условиях этот ресурс будет доступен согласно прописанным министерством процедур. Но, как показывает опыт эксплуатации ProZorro, электронные системы обработки данных и определения лучших показателей, не исключают их манипулирования со стороны тандема “предприятие-администратор”. Указанные процедуры пока даже не доведены до ответственных региональных структур, не говоря уже об агропредприятиях. Когда это будет сделано и в какой форме не известно, хотя год уже начался, и последним надо планировать весенние полевые работы.
  3. Распределение дотационного ресурса. Основной принцип распределения бюджетной дотации закреплен в законе про госбюджет-2017 – пропорционально сумме стоимости реализованной сельскохозяйственным товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции. Такой подход по факту нацелен на поддержку, в первую очередь, больших предприятий. При весьма скромной утвержденной сумме дотаций – 4,8 млрд. грн. по статье “Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей”, основная ее часть будет выбираться крупными агролидерами.
  4. Анализ показывает, что в настоящее время вполне очевидными являются следующие риски для сельхозпроизводителей:

недостаточная подготовленность к переводу на общие условия оплаты НДС и систему дотаций из госбюджета;

неравенство условий распределения дотаций.

Сельхозпроизводители уразумеют указанные риски в ближайшее время и соответственно модифицируют свое поведение по далеко идущим сценариям:

во-первых, поднимут цены на свою продукцию для компенсации растущих издержек;

во-вторых, более выигрышная позиция крупных товаропроизводителей в получении финансовой поддержки поощрит процессы концентрации в агросекторе.

Как считают аналитики издания, тенденция к активным слияниям и поглощениям в олигархической экономике Украины приведет к формированию крупных монополий в аграрном секторе уже в ближайшие 3-5 лет. (Лига/ Пищепром Украины)

Добавить комментарий