Прогнозы дело неблагодарное, тем более их стараются не делать крайне суеверные крестьяне. Однако в данном случае можно с большой долей уверенности сказать, что урожай зерна в Казахстане в 2017 будет ниже прошлогоднего.
Дело в том, что в 2016 сложились уникальные погодные условия – влажность начала лета, когда шло формирование зелёной массы на полях, превысила многолетнюю норму в два-три раза. В результате было получено на 20% больше зерна, чем годом ранее (23,7 млн тонн против 19,8 млн тонн). Средняя урожайность по стране составила 15,4 центнера с гектара против 13,4 центнера с гектара годом ранее.
Рассчитывать на то, что экстраординарная ситуация повторится, оснований нет. Поэтому крестьяне и сельхозчиновники настраиваются на средние показатели.
Например, Карагандинская область по итогам жатвы 2016 года впервые в истории земледелия региона намолотила больше 1 млн тонн зерна. При этом озвученный областным управлением сельского хозяйства план на 2017 год на треть ниже – 686,8 тыс. тонн зерна, то есть 67,7% к уровню прошлого сезона, отмечает Forbes Казахстан.
Проблемой более низкий урожай для Казахстана не станет, поскольку даже в 2015, при урожае в 19,8 млн тонн, Министерство сельского хозяйство оценило перепроизводство зерна в стране в 2,9 млн тонн. Это “лишний” объем, который остаётся невостребованным с учетом того, что для внутренних потребностей стране нужно порядка 8 млн тонн зерна, и еще столько же готовы забирать традиционные рынки сбыта.
Гораздо важнее вопрос о том, каким окажется качество казахстанской пшеницы. Сверхвлажность прошлого года в этом смысле обернулась огромной проблемой, поскольку вызвала распространение грибковых заболеваний зерновых, таких как септориоз и ржавчина. Они как раз и бьют по качеству, снижая содержание клейковины, протеина и натуру зерна. Так что после жатвы и проведения анализов зерна радость от рекордного объёма урожая сменилась разочарованием: огромный объём пшеницы не дотянул по параметрам до продовольственного класса, и выход остался только в сдаче его на корм скоту.
Болезни так сильно проявились еще и потому, что питание зерновых культур в Казахстане недостаточно сбалансированное: крестьяне практически не используют минеральные удобрения. Особенно нужны почве фосфорные препараты. Полноценное питание делает растение более сильным и устойчивым к любому негативу – и к капризам погоды, и к болезням, и к вредителям. Еще один плюс фосфорных удобрений – они способствуют более рациональному расходованию влаги растением. То есть, если на формирование 1 центнера зерна считается необходимым 12-14 мм влаги в почве, то при внесении фосфорных удобрений достаточно 8-10 мм.
– Даже в прежние времена, когда власти большое внимание уделяли интенсивным технологиям и заставляли совхозы вносить удобрения, баланс по элементам питания был отрицательным, – говорит Николай Ющенко, руководитель научного отдела Карагандинского НИИ растениеводства и селекции. – То есть, когда мы считали, сколько выносится из почвы элементов с урожаем и сколько вносится обратно с удобрениями, получали минус. А уж сейчас и говорить не о чем: мы работаем только за счет того, что дала нам природа. А почва неуклонно истощается.
К чему это ведет, видно даже без всяких исследований: в последние годы катастрофически снизилось качество зерна, в первую очередь, упало содержание клейковины. Также идет замедление процесса вегетации. То есть пшеница развивается и созревает намного медленнее, чем раньше. Жатва стартует поздно, и в последние годы урожай всё время оказывается под угрозой гибели из-за ухудшения погодных условий.
Если же сбалансировать питание за счет фосфорных удобрений, ускорить созревание минимум на неделю можно. А во время жатвы – это огромная фора.
Управление мониторинга и анализа Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе МСХ РК ежегодно готовит прогноз по распространению болезней сельхозкультур и дает рекомендации крестьянам провести обработку тех полей, где болезнь из-за высокой концентрации спор грибков точно превысит экономический порог вредоносности (ЭПВ). По Карагандинской области, например, такие поля в прогнозе на 2017 заняли 34 тыс. га, это 5% от пашни региона.
Однако это не значит, что остальным крестьянам можно спать спокойно. В случае, если условия для развития болезни будут благоприятными (повышенная влажность), она быстро охватит намного большие территории.
В Карагандинской области в прошлом году обработку от грибков успели провести только пять хозяйств на общей площади 20 тыс. га. Сделали они это позже оптимальных сроков, поскольку септориоз и ржавчина в Центральном Казахстане проявились впервые за 50 лет, и крестьяне просто не распознали появлении болезни на ранней стадии. Запоздалая обработка хоть и позволила немного улучшить ситуацию, но все равно качество пшеницы оказалось далёким от оптимального.
Одним из хозяйств, успевших закупить фунгициды и опрыскать поля, стало ТОО “Жана Ай”. Его директор Вячеслав Шамардин говорит о том, что свою роль в развитии болезней сыграл и переход к современным агротехнологиям выращивания пшеницы – нулевой и минимальной. Дело в том, что они предполагают сохранение на поле после жатвы мульчи – измельченной соломы. С одной стороны, это несет целый рад плюсов, в числе которых регулирование испарения влаги, защита от выветривания, вымерзания зимой и перегрева летом, сокращение числа сорняков. С другой – растительные остатки становятся благодатной основой развития тех же грибковых заболеваний.
– Этот факт совсем не значит, что нам нужно отказываться от современных технологий земледелия, – говорит Вячеслав Шамардин. – Просто нужно вместе с ними вводить и все остальные составляющие, в том числе обработку фунгицидами и внесение удобрений. Долгое время нам просто везло с погодой, из-за засушливости климата септориоз и ржавчина у нас не развивались. Но условия меняются. На текущий год мы уже заложили в бюджет статью расходов на приобретение фунгицидов. Перед севом обработаем абсолютно все свои площади с целью профилактики. А потом будем смотреть на ситуацию. Если лето опять выдастся излишне влажным, проведем еще одну обработку. Что касается удобрений, потихоньку начинаем их использовать. Сложность в том, что для внесения необходим соответствующий набор дорогостоящей техники, да и сами они стоят недешево. Но постепенно идём и к этому.
Специалисты говорят о том, что хоть применение удобрений и связано с дополнительными расходами, но в итоге они оправдываются. Ведь после жатвы хозяйство получает урожай, больший и по объёму и выше по качеству. Вопрос – в готовности крестьян вкладывать в землю, а не только забирать у нее.
Как мы видим, прогнозы и по объёму урожая и по его качеству в основном сводятся к тому, какой будет погода в аграрный сезон. Ветеран аграрного сектора Карагандинской области Григорий Бодик долгие годы руководил отделом сельского хозяйства Осакаровского района, главной житницы региона, коллекционируя народные приметы. Сейчас он на пенсии, занимается собственным небольшим хозяйством. Накопленный опыт позволяет ему делать достаточно верные прогнозы, которым доверяют его коллеги.
– От зимы зависит очень многое, зимние приметы часто оказываются верны, – уверен он. – Так, считается, что если декабрь был снежным, то и апрель будет с осадками. И поскольку конец прошлого года нас порадовал снегопадами, ожидания на весну у нас хорошие. Также первая половина января внушает оптимизм. Синоптики пугали, что январь и февраль будут лютыми, с сильными морозами. Это бы означало, что стоит ждать неблагоприятного жаркого сухого лета. Но половина месяца позади, и пока сильных морозов нет, зато шёл снег. На основании этого ожидаем, что май и июнь тоже сложатся благоприятно для развития зерновых. Так что слагаемые успеха есть, влаги будет достаточно. Остальное в руках крестьян – при хороших агротехнологиях достаточный урожай в нынешнем году получить можно. (Казах-Зерно/ Пищепром Украины)