Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала получать первые в этом году жалобы на подорожание продуктов. Прежде всего, овощей. Может ли это быть связано с ограничением поставок турецкой продукции, которое РФ ввела 1 января?
На “горячую линию” поступили жалобы на подорожание овощей. Большая часть касалась цен на томаты, рассказал представитель службы. В самой ФАС резкого скачка цен пока не заметили и не ждут, что он вообще будет. По словам замглавы ведомства Андрея Цыганова, опыт прошлого года показал, что “каких-то безумных эксцессов быть не может, так как для них нет экономических предпосылок”. Перед новогодними праздниками ФАС все-таки рекомендовала крупнейшим объединениям производителей и поставщиков принять меры по сдерживанию роста цен на товары из санкционного списка, поскольку на Турцию приходилось около 20% овощей, а на томаты – 60.
“Сейчас на прилавках региональных торговых сетей еще можно обнаружить мясо птицы и репчатый лук турецкого производства. Это обусловлено значительно большими среди прочих запрещенных позиций сроками хранения”, – говорит доцент кафедры “Маркетинг и логистика” Финансового университета при правительстве РФ Александр Арский. Оптовые базы формируют страховые запасы товаров на складе, которые реализуются мелким оптом, но эти запасы подходят к концу, добавляет он.
В качестве поставщиков, которые уже замещают турецкие товары, выступают самые разные страны. Увеличились закупки овощей у российских производителей. Об этом рассказали представители крупных торговых сетей. На долю турецких продуктов в них приходилось от одного до трех процентов товарооборота. “Но в отдельных категориях намного больше. Например, по цитрусовым – до 50% от категории, в овощах – до 40% в отдельные месяцы”, – рассказывает представитель “Дикси” Анастасия Орлова.
Данные портала Allbiz свидетельствуют, что российские предприниматели уже в декабре перестали закупать турецкие товары. Сегодня на смену Турции, к примеру, в поставках мандаринов пришли Китай, Марокко, Египет и Израиль. На рынке появились новые игроки из Пакистана, Аргентины, ЮАР, Белоруссии, Сербии, Азербайджана и Перу. “Но все же наиболее эффективную цену предлагают китайцы, что и объясняет их лидирующие позиции на российском рынке цитрусовых”, – говорит представительница портала Юлия Джанибекова.
“Цены меняются с каждой поставкой. Влияние на них оказывают как стоимость логистики до места назначения на России, так и курс рубля в отношении мировых валют”, – говорит Оксана Токарева из METRO Cash&Carry. “Резкое изменение структуры импорта плодовоовощной продукции не могло не сказаться на ценах, которые в декабре выросли на 30-50%, – указывает первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – Но наибольший вклад в рост цен оказал сезонный фактор: традиционно фрукты-овощи дорожают зимой, а наибольший скачок цен – в новогодние каникулы”. (РБК/ Пищепром Украины и мира)