Факторы, обуславливающие развитие сельского хозяйства Казахстана, с одной стороны, являются серьезными проблемами, а с другой – предоставляют некоторые преимущества. Необъятные просторы крупнейшей страны Центральной Азии требуют больших затрат в обустройство инфраструктуры, но позволяют эффективно использовать высокопроизводительное сельхозоборудование. Громадные площади пока не залиты удобрениями и гербицидами. Низкий уровень химизации оборачивается органической чистотой продукции растениеводства. Для большей части зерносеющих регионов характерно низкое количество осадков – в среднем 250 мм в год, значительная часть из которых выпадает в зимний период, тогда как в вегетационный период влаги часто не хватает. Между тем эта климатическая особенность позволяет получать пшеницу с высокой клейковиной. И хотя эксперты постоянно говорят о низкой урожайности зерновых и масличных, надо не забывать и о меньших затратах на их выращивание.
Наиболее сложной проблемой на сегодня для казахстанского АПК является сбыт продукции. Интересные по цене и по объемам рынки сбыта, как правило, находятся за тысячи километров, и транспортные издержки по перевозке зерна доходят до $120/т. Это резко снижает конкурентоспособность казахстанской продукции. Поэтому стране приходится ориентироваться на рынок Средней Азии, обладающий небольшой емкостью. Соответственно экспортный потенциал по зерновым колеблется от 5 млн. т до 8 млн. т в год, вместе с мукой в среднем 6,5 млн. т, при производстве около 15 млн. т зерна. Ограниченность сбыта вынуждает аграриев уменьшать объемы производства зерна и переходить на выращивание других культур: в последнее время площади, например, под масличными выросли до 2 млн. га, отмечен рост кормовых, в том числе однолетних трав.
Серьезный структурный сдвиг в АПК республики произошел в 2012 г., после принятия программы “Развитие экспортного потенциала мяса КРС”, с целевой установкой экспорта 60 тыс. т мяса к 2016 г. Через год этот документ вошел в комплексную программу развития АПК в целом “Агробизнес-2020”. Разнообразные меры господдержки стимулировали завоз около 50 тыс. голов племенного КРС, увеличение численности поголовья.
Между тем все эти позитивные изменения дались непросто. Переход сельского хозяйства с плановой социалистической системы на рыночные рельсы происходил тяжело. К сожалению, не было готовых рецептов по проведению наиболее эффективных реформ, не хватало дешевых кредитных ресурсов, поэтому в АПК РК накопились проблемы, которые приходится решать сейчас. Для этого в 2012 г. была создана программа повышения конкурентоспособности агропромышленного сектора “Агробизнес-2020”. Документ затрагивает все сферы рыночных отношений в сельском хозяйстве. По мере изменений в экономике страны в него вносятся соответствующие корректировки.
После того, как Казахстан вошел в Таможенный союз и замаячила скорая перспектива вступления в ВТО, стало ясно, что уровень развития АПК недостаточен по сравнению с другими странами, не только европейскими, а даже партнерами – Россией и Беларусью. Мелкотоварность производства, несовершенство технологий, слабое обновление машинотракторного парка, низкая диверсификация отрасли, неохотное участие инвесторов в тех сферах АПК, которые требуют больших вложений и небыстрой отдачи, – эти и другие проблемы надо было анализировать и устранять. Кроме того, возник еще один негативный фактор. Крупные зерновые холдинги (вернее, группы компаний, в которые преобразовались холдинги после определенных налоговых изменений), считавшиеся флагманами отрасли, один за другим стали объявлять о предбанкротном состоянии, о сложной финансовой ситуации.
В хрупкой, неустоявшейся системе АПК эти сигналы “SOS” были совсем некстати. Ведь мощные сельхозпредприятия или уже имели многоотраслевую структуру, или создавали ее, развивая животноводство и другие направления. Эти группы компаний объединяли огромные активы, в том числе миллионы гектаров земли, около 50 тыс. работающих. По сути, от успешности работы этих предприятий зависело благополучие целых поселков, а также настроение потенциальных инвесторов. По разным оценкам, закредитованность составляла от $500 до $2 тыс. на 1 га, а всего по восьми группам компаний – около $4 млрд.
Такая ситуация сложилась не только по вине владельцев и управленцев, но и по объективным причинам. Можно винить, а можно и восхищаться тем, что в “нулевые” годы нынешние закредитованные олигархи стали создавать свои холдинги. Они покупали на “короткие” и дорогие кредиты (других тогда не было) сельхозтехнику, завозили новые сорта зерновых, поднимали залежь, модернизировали элеваторы, даже вкладывались в строительство морских терминалов. Понятно, что за масштабность надо было платить, и им приходилось все время перекредитовываться. Кроме того, за это время произошли кризисы, девальвации, что еще больше усугубило ситуацию по кредитам. Но все же как-то балансировать на грани группам компаний удавалось. Усугубили ситуацию подряд четыре года, неблагоприятных по цене и климатическим условиям.
Казалось бы, все просто: не смог заплатить по счетам, продавай имущество, гаси задолженность, объявляй себя банкротом. Но сложность в том, что агросектор еще не сложился как устойчивый сектор экономики, где имеется масса опытных, квалифицированных игроков, которые могли бы выкупить подразделения бывших агрохолдингов. Кроме того, их активы находятся в залоге у разных финансовых институтов, а потому выкупить все единым комплексом почти невозможно. А между аффилированными компаниями холдингов наработаны сложные связи, которые вряд ли смогут сохранить новые владельцы. То есть новый владелец должен быть достаточно мощной компанией, которая может справиться с логистикой, имеет соответствующие оборотные средства.
В аналогичной ситуации, когда по кредитам платить пока нечем, но улучшение должно наступить, оказались не только бывшие агрохолдинги, но и средние, и мелкие сельхозпроизводители. У большинства сельхозпредприятий, особенно в животноводстве, причиной стали проблемы со сбытом продукции и неверное планирование бизнес-процессов.
Тогда на правительственном уровне было принято решение о финоздоровлении сельхозпредприятий – впрочем, на определенных условиях, включающих встречные действия заемщиков и кредиторов. В программе “Агробизнес-2020” в 2012 г. одним из целевых индикаторов значилось: “Пролонгация долговой нагрузки субъектов АПК за счет рефинансирования и реструктуризации займов не менее чем на 8 лет на 300 млрд. тенге”. Помимо этого, предоставлялось рефинансирование процентной ставки по займам. Однако тогда же эксперты говорили, что данные средства не решат проблемы оздоровления закредитованных сельхозпредприятий, нужно как минимум вдвое больше. Пока принимались нормативные акты, отрабатывались процедуры, создавалась комиссия по финоздоровлению, непосредственно к выделению средств приступили в конце 2013 г. Зато денег к началу 2015 г. смогли предоставить на 80 млрд. больше, нежели планировалось.
И опять были неблагоприятные для зерновиков годы, после которых надежды на облегчение финансового бремени исчезли. В текущем году было принято кардинальное решение в отношении закредитованных хозяйств. В частности, объем финансового оздоровления увеличен до 500 млрд. тенге. Кроме того, Минсельхоз РК предложил расширить спектр его инструментов, предусмотрев:
рефинансирование обязательств по облигационным займам;
субсидирование купонной ставки по облигациям;
возможность перехода заемщиков, ранее поддержанных по другим государственным программам поддержки без возврата предоставленных ранее субсидий. Между тем в этом году финоздоровление не распространялось на те субъекты, которые участвовали в прошлогодней программе.
“Предусмотрены индивидуальные меры по отношению к крупным агрохолдингам, не вошедшим в программу финансового оздоровления и находящимся в предбанкротном состоянии. В этой связи в зависимости от разности положений субъектов предлагается следующее:
реструктуризация по программе реабилитации в рамках Холдинга “Байтерек” (ГК “Богви”);
проведение процедуры банкротства и реализация залогов более эффективным собственникам (ГК “Трансавто”, ТОО “Баско”);
выкуп активов с погашением долга перед банками-кредиторами через НУХ “КазАгро” с дальнейшей продажей потенциальным инвесторам и/или публичное размещение IPO (т. е. изначально готовится выход из проекта). Это позволит сохранить единый производственный механизм в целях обеспечения непрерывности производственных процессов и сохранения социальной стабильности на селе”, – сообщил министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков на брифинге в марте нынешнего года. То есть при решительной позиции Минсельхоза все же должна произойти смена владельцев ряда сельхозпредприятий.
Сельскохозяйственное производство – очень инерционная отрасль. Сменить направление деятельности в ней совсем не просто. Наиболее удобный сектор – производство зерновых культур. Традиционные культуры – пшеница и ячмень – хоть и не высокомаржинальны, но и не требуют ежедневного труда, востребованы, удобны в хранении и транспортировке. Всегда можно найти и арендовать у соседа недостающую сельхозтехнику. А переход на иной вид деятельности требует солидных капзатрат на технику, хранилища, поиск путей сбыта.
Помимо этого, сознание человека меняется медленно. Тем более в селе, оторванном от политических и экономических столичных разговоров, от необходимости искать и дорожить работой как средством выживания. В селе есть возможность автономного выживания за счет личного подсобного хозяйства. Однако чтобы перейти от режима выживания в режим обогащения, надо приложить усилия. В связи с этим перестройка сознания на рыночные рельсы происходит не у всех, у многих крестьян остаются ожидания от государства помощи по всем позициям – от предоставления дешевых семян и техники до обеспечения сбыта продукции. И если в северных регионах превалируют настроения патернализма, но легче происходят какие-либо объединения, то в южных регионах рыночное сознание укоренилось давно и прочно, но вот объединение ресурсов мелких крестьян для более интенсивного производства идет с огромным трудом.
В программе “Агробизнес-2020” сделан акцент на создание кооперативов – им даже предложены преференции. При большом желании объединяться хватило бы и этих видов господдержки в виде послабления в налогообложении, увеличении субсидирования. Однако еще более привлекательным станет создание кооперативов при разрешении распределения коммерческой прибыли. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в парламенте.
Довольно пассивная реакция мелких аграриев на предложение объединения вокруг капиталоемких проектов заставила несколько скорректировать положения первого варианта программы “Агробизнес-2020” от 2012 г. В ней тогда огромное внимание уделялось увеличению субсидирования на выращивание садов и виноградников, активизации селекционной работы в растениеводстве и племенной – в животноводстве, удешевлению лизинга, кредитных средств. Недавние корректировки программы сместили акцент на семейные предприятия, фермы, сады.
Главное – наконец-то заработало планируемое три года назад инвестиционное субсидирование. Понятно, что любой проект в сельском хозяйстве – от выращивания зерновых до молочного животноводства – требует больших затрат на основные, оборотные средства. Причем окупаемость, в частности животноводческих проектов, происходит лет за 5-8. И вот для снижения сроков окупаемости, снижения капиталоемкости государство предоставляет инвестиционные субсидии. В этом году их объем на уровне $1 млрд. Это означает, что инвестор может рассчитывать на частичную компенсацию расходов при проведении строительно-монтажных работ, приобретении техники, сельхозоборудования.
Реализация программы с ее двукратным увеличением субсидий совпала с передачей части функций центральных исполнительных органов на места. В частности, на уровень районов было передано распределение субсидий и определение их размера. Не все проходило гладко – сказывалось недофинансирование, низкая осведомленность крестьян. Тем не менее первые результаты действия программы вполне приличные.
По итогам 2014 г. комитет по статистике МНЭ РК опубликовал данные, в соответствии с которыми объем валовой продукции сельского хозяйства составил 2,5 трлн. тенге, что больше уровня предыдущего года на 5% (в животноводстве рост составил 11,6%, в растениеводстве – 0,2% – по причине неблагоприятных климатических условий).
Благодаря впервые внедренному в прошлом году механизму поддержки – инвестиционному субсидированию – в 2014 г. на 14,4% увеличился объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства и составил 166,4 млрд. тенге. Кроме того, на 16,5% увеличился объем инвестиций в основной капитал, в производство продуктов питания и составил 40,8 млрд. тенге.
Несмотря на снижение за 2014 г. на 6,2% всего экспорта АПК ($2,6 млрд.), необходимо отметить, что впервые с прошлого года активно экспортируется мясо и мясопродукты, экспорт которых по итогам 2014 г. составил 12,3 тыс. т, в том числе экспорт “красного мяса” – 7,5 тыс. т, говядины – 6,3 тыс. т. При этом отмечается снижение импорта продукции АПК на 6% (4,2 млрд. тенге)”, – отметил успехи Асылжан Мамытбеков на мартовском брифинге.
Между тем показатели были бы значительно весомее, если б из республиканского бюджета запланированные средства поступили в полном объеме. Недопоступление доходов в бюджет, связанное с падением цен на нефть, металлы, внесло значительные коррективы в планы Минсельхоза по развитию отрасли. Но правительство решило задействовать другие источники, такие, как Национальный фонд, использовав 20 млрд. тенге. Эти средства пойдут на субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках финансового оздоровления, на возмещение ставки вознаграждения по кредитам (лизингу). Сегодня аграрии вынуждены брать кредиты на основные и оборотные средства в банках второго уровня, которые оценивают сельхозбизнес как высокорискованный. Соответственно, и заемные средства предоставляются под высокие проценты, которые превышают уровень доходности в АПК. Поэтому государство решило субсидировать ставки вознаграждения по кредитам на пополнение основных и оборотных средств, а также на лизинг сельскохозяйственной техники и технологического оборудования. Продолжится субсидирование развития племенного животноводства, птицеводства, молочного и мясного скотоводства.
Увеличение фондирования холдинга АО “НУХ “КазАгро” на 80 млрд. тенге в виде долгосрочного кредита из средств Единого накопительного пенсионного фонда позволит ему привлечь больше средств на внешних рынках капитала. Это необходимо для реализации намеченных планов создания фермерских хозяйств в овцеводстве и коневодстве, молочнотоварных ферм мощностью до 50 и 100 голов, на беззалоговое кредитование создания семейных садов площадью до 5 га.
Сегодня сельское хозяйство ждет серьезных инвесторов. Для того, чтобы деньги пришли в отрасль, предлагаются различные преференции или сокращение рисков. Минсельхоз предлагает изменить действующий механизм страхования в растениеводстве. И перейти от государственного субсидирования страховых выплат к субсидированию страховых премий и внедрению перестрахования страховых рисков.
На пути по направлению к расширению доступа сельхозпроизводителей к финансированию с 2014 г. было введено новое направление – субсидирование при гарантировании и страховании займов производителей. То есть выдача кредитов теперь сможет осуществляться под гарантию поручителя или страховку страховых компаний, которые при недостаточности залогов будут обеспечивать риск невозврата выданного кредита. В целях удешевления стоимости гарантии или страховки субъектам АПК будет субсидироваться ее часть.
Развитию бизнеса способствует и благоприятный налоговый климат, который выгодно отличает Казахстан от других постсоветских стран. По действующему законодательству сельскохозяйственные товаропроизводители работают в льготном налоговом режиме. Кроме того, НДС в Казахстане на сегодня составляет 12%, тогда как в России – 18%, а в Беларуси – 20%. С 1 января 2015 г. для сельхозпроизводителей, применяющих общеустановленный режим налогообложения, снижена ставка социального налога с 11% до 6,5%. Кроме того, эти налогоплательщики освобождаются от уплаты налога на транспортные средства и налога на имущество по объектам, непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Юридическим лицам, применяющим общеустановленный режим, можно уменьшить уже исчисленный налогооблагаемый доход на однократный размер расходов работодателя по доходам работников.
С начала года расширен круг лиц, которые имеют право использовать специальный налоговый режим (СНР). С 1 января 2015 г. вновь применять этот СНР для сельхозтоваропроизводителей (СХТП) вправе юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25%, и юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим. Собственно, эта норма работала, поскольку введенное ограничение было приостановлено. В настоящее время данное ограничение вообще отменено.
Само определение специального налогового режима для юридических лиц особых изменений не претерпело. СНР – это особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, налога на имущество, налога на транспортные средства. Он распространяется на производителей сельхозпродукции, продукции аквакультуры, животноводства и птицеводства (в том числе племенного), пчеловодства, а также переработку и реализацию этой продукции. Этот режим не вправе применять нерезиденты, работающие в Казахстане через постоянное учреждение; юридические лица, имеющие дочерние организации, структурные подразделения; являющиеся аффилированными лицами других юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим. Но эти последние исключения сейчас оспариваются и активно дискутируются. Многие эксперты требуют отмены этих положений, чтобы вывести из “тени” холдинги.
В нынешнем году вводится мера, направленная на решение проблемы “первого НДС” по перерабатывающим предприятиям и заготовительным организациям. Теперь налог на добавленную стоимость для заготовительных организаций будет возвращаться заготовителям в виде субсидий. Но при условии, что не менее 90% совокупного годового дохода такой организации составляет прибыль, полученная от реализации сельхозпродукции по установленному перечню. Это должно помочь найти компромисс по ценам между перерабатывающими предприятиями и крестьянами-поставщиками сырья.
Помимо этого, в рамках пилотного проекта по 6 областям переработчикам предоставляются субсидии на закупку сырья для производства сахара (из сахарной свеклы), сыра, сливочного масла и сухого молока.
Инвесторам, осуществляющим вложения в фиксированные активы казахстанского юридического лица, предоставляются особенные преференции: освобождение от таможенных пошлин, предоставление государственных натурных грантов (земельные участки, здания, сооружения, оборудование и др.).
Для повышения инвестиционной привлекательности большое значение имеет законодательная база в целом. С этого года срок аренды сельхозземель иностранными гражданами и юридическими лицами продлен до 25 лет, с возможностью его продления. Также законодательство допускает создание частного лесного фонда, водоемов.
Вместе с тем по поручению главы государства Нурсултана Назарбаева прорабатывается вопрос о приватизации сельхозземель, о пуске земельного рынка. Вполне возможно, что для отдельных инвестпроектов могут быть предоставлены земли на особых условиях. Кстати, в южной части страны имеется больше 1 млн. га бывшей орошаемой земли, которая на сегодня требует мелиоративных мероприятий. Не секрет, что некоторые аграрии держат земельные участки “про запас”, ничего не выращивая на них. Между тем на правительственном уровне принято решение об ужесточении контроля над рациональным использованием земель. В качестве стимулирующего инструмента вводится повышение земельного налога, которое нивелируется в случае активной сельхоздеятельности снижением корпоративного налога и других. Если гектары не используются для получения сельхозпродукции или наблюдается снижение плодородия земель, ухудшение их мелиоративного состояния, земли будут изыматься через суд, даже если они находятся в частной собственности, а не только в долгосрочной аренде.
В целях снижения административных барьеров, коррупции в стране внедряются стандарты государственных услуг, сокращаются сроки и количество разрешительных документов, упрощаются государственные процедуры регистрации.
Главное законом Республики Казахстан “Об инвестициях” гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов. Вместе с тем там четко регламентирована работа государственных органов в отношении инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования прибыли, в том числе и для иностранных инвесторов).
Для облегчения взаимодействия с иностранными инвесторами в конце прошлого года глава государства объявил об одностороннем установлении безвизового режима для инвесторов из десяти стран, активно инвестирующих в экономику республики. Это позволит значительно улучшить инвестиционный климат в республике.
Президент страны на 16-м съезде партии “Нур Отан” поручил проработать вопросы привлечения транснациональных компаний в АПК страны. На сегодня определен перечень из 15 прорывных проектов в перерабатывающей сельхозпродукцию отрасли с участием иностранных компаний.
Планируется реализовать 4 проекта создания кластера в мясном скотоводстве с привлечением австрийских и немецких транснациональных партнеров на около 35,0 млрд. тенге. К строительству 3 птицефабрик на более чем 60,0 млрд. тенге планируется привлечь австралийских, голландских и украинских инвесторов. Немецкие партнеры намерены участвовать в производстве и переработке молока. Планируемые вложения определены в 24,0 млрд. тенге. Российские компании и, в частности, ЭФКО намерены реализовать проекты производства масложировой продукции. Китайские и арабские инвесторы интересовались глубокой переработкой зерновых. Серьезность намерений – около 70,0 млрд. тенге. ТОО “Евразия Агро Холдинг” планирует построить мясоперерабатывающий комплекс мощностью 17,0 тыс. т мяса в год, включая линию по переработке рогов, копыт, крови, шкур.
Все эти проекты планируется реализовать с 2015 г. по 2018 г. Их общая стоимость оценивается на уровне 190 млрд. тенге, соответственно размер инвестиционных субсидий составляет 43,0 млрд. тенге.
На сегодня практически по всем проектам подготовлены бизнес-планы, разрабатываются ПСД. Некоторые банки второго уровня дали предварительное согласие на финансирование, однако при условии фондирования их через государственные финансовые институты.
В целом деятельность Минсельхоза и правительства направлена на максимальное снижение рисков в отрасли и усиление господдержки. Это, несомненно, сказывается на инвестиционной привлекательности аграрного сектора не только для национальных производителей, но и для иностранных инвесторов. (Эксперт-Казахстан/Пищепром Украины и мира)