Миф о том, что казахстанцы все меньше пьют алкоголя, любят и власти, и сами потребители: для одних это позитивные итоги работы, для других – доказательство умеренности. Цифры вроде бы тоже не врут. Согласно данным статистики, за семь месяцев 2014 г. в Казахстане произведено лишь 80,2% спирта от объемов аналогичного периода прошлого года. Самые серьезные потери зафиксированы в секторе ликеро-водочной продукции: выпущено чуть более половины от объемов января-июля 2013 г. Водки произведено 78,6%, виноматериалов – 71,4%.
Общую статистику “портит” только пиво, которого пивовары наварили больше – 41,8 тыс. декалитров против 29,1 тыс. декалитров соответственно.
Сокращение производства алкогольной продукции многочисленные контролирующие, надзорные, проверяющие и прочие органы связывают с падением спроса, на что повлияла, по их мнению, проведенная ими работа по ограничению потребления. Речь идет, в частности, о запрете на вечернюю торговлю крепкими напитками, на ночную продажу алкоголя, на его реализацию возле школ, о повышении акцизов и так далее. Все бы хорошо, если бы не одно “но” – по признанию недавно расформированного финпола, 60% рынка крепкой алкогольной продукции в Казахстане находится в “тени”. Об этом было сказано еще год назад. В качестве иллюстраций полицейские приводили примеры ликеро-водочных заводов, мощности которых были загружены лишь на треть: в дневную смену выпускалась учтенная водка, а ночью – “левак”.
Такие заводы временно закрывались, их владельцы выплачивали серьезные штрафы, но на этом дело заканчивалось – предприятия вновь как работали, так и работают. Более того, по мнению экспертов, водочный рынок еще больше погружается в “тень” из-за чрезвычайной зарегулированности. В общем, одни проблемы, которые, впрочем, как оказалось, можно частично решить за счет пивного сегмента. Но об этом чуть позже.
Пивные бароны, в отличие от водочных, до недавнего времени чувствовали себя прекрасно: производство растет, потребители выпивают все больше пива, открываются новые заводы. Однако и на этой улице, похоже, закончился праздник. 18 июня 2014 г. в Казахстане внесены поправки в Закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”, согласно которым теперь запрещено продавать разливное пиво в пластиковой таре. По мнению разработчиков поправок, пиво, соприкасаясь с пластиком, выделяет ядовитые вещества, а точки по его продаже в ПЭТ зачастую нарушают санитарные нормы.
Закон уже вступил в силу, но проверки на соблюдение новых норм начнутся лишь с 1 января 2015 г. из-за предусмотренного моратория. Тем не менее налоговые органы уже рассылают пивным компаниям извещения, в которых информируют о запрете продажи пива в “пластике”. Копия одного такого письма имеется в распоряжении Forbes Kazakhstan. “Таким образом, розничная реализация алкогольной продукции, оборот (розлива) пива в пластиковых емкостях, произведенной на территории Республики Казахстан, запрещается”, – говорится в послании налогового управления по Ескельдинскому району Алматинской области, адресованном одному из предпринимателей (стилистика документа сохранена в изначальном виде).
В случае нарушения этой нормы закона продавцов будут штрафовать на более чем 222 тыс. тенге (минимальный штраф), производителей – на 1,1 млн. тенге (максимальный).
“По данным за август 2013 г. – июль 2014 г., доля разливного пива в продажах составляет 12% (в каналах розничной торговли, без учета сектора общественного питания, в казахстанских городах с населением свыше 10 тыс. человек), – говорит старший специалист компании Nielsen Kazakhstan Ильяс Садыков. – От нового закона пострадают, прежде всего, специализированные торговые точки, которые занимаются продажей только разливного пива в ПЭТ, – их доля составляет 5% от всего пивного рынка (в натуральном выражении). В то время как остальные 7% приходятся на супермаркеты, а также средние и малые продовольственные магазины”.
По данным Садыкова, основными игроками этого сегмента рынка являются АО “Caspian Beverages Holding”, ТОО “Carlsberg Kazakhstan”, АО “ИП “Эфес Караганда пивоваренный завод”, Московская пивоваренная компания, ТОО “Шымкентпиво”, ТОО “Арасан”.
О том, что нововведение сильно повлияет на рынок, говорит та волна недовольства, которую подняли пивовары. Правда, официально выступают только общественные организации, игроки пока молчат. Розничные продавцы ударились в панику. Пострадали не только производители пива, но и экспортеры дорогостоящего пивного оборудования. Более же всего новый законопроект ударит по мелким и средним производителям пива, считают эксперты, – таких заводов в Казахстане около 50. Они выпускают хмельной напиток и продают его в кегах, но купить линию по розливу в стеклянные бутылки не в состоянии.
Между тем Палата предпринимателей Восточно-Казахстанской области уже намерена обратиться в правительство за помощью в решении данной проблемы. А производители пива развернули невидимый фронт борьбы с нововведением, притом что, как уже говорилось, пока официально не реагируют на поправки в закон.
В распоряжении Forbes Kazakhstan оказалось письмо, которое было направлено региональным представителям одного крупного пивоваренного завода, где в приказном порядке требуется создать волну общественного недовольства. В частности, в нем говорится: “В связи с изменениями в законодательстве РК касательно запрета реализации пива в ПЭТ-таре на розничном рынке через магазины разливного пива руководителям филиалов <…> необходимо: 1. Обратиться к руководителям магазинов разливного пива в своем городе с просьбой позвонить в Национальную лигу потребителей по номерам: короткий бесплатный номер Kcell – 2040, Билайн – 2518, Астана – 87172 307 991, Алматы – 87272 778346 с жалобой на внесение изменений в законодательство касательно запрета реализации пива в ПЭТ-таре на розничном рынке через магазины разливного пива. С этой же просьбой обратиться ко всем сотрудникам филиала <…>. 2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальника отдела <…>”.
По сведениям Forbes Kazakhstan, подобные мероприятия проводят или собираются проводить и другие производители пива. “В настоящее время общественное мнение – это наш единственный шанс изменить ситуацию, в которую нас втянуло водочное лобби, – признается Forbes Kazakhstan директор одной из пивоварен на условиях анонимности. – Известно, что эти поправки пролоббировали производители крепкого алкоголя, и мы даже знаем чиновников, через которых все это было сделано. Если ситуация зайдет слишком далеко, то мы огласим их имена и те суммы, которые они получили. Политика есть самое концентрированное выражение экономики, говорил Ленин, поэтому как только вы видите, что принимаются какие-то ограничительные законы касательно алкоголя, знайте: это работа или пивного, или водочного лобби. А побороться есть за что – ежегодно казахстанцы выпивают пива минимум на $500 млн.”.
По другой версии, инициатором нового закона выступил один крупный пивной завод в Казахстане. “В структуре продаж этого завода доля бутылки и банки составляет примерно 80%, остальное – в кегах, – говорит источник Forbes Kazakhstan из пивной отрасли, пожелавший остаться неназванным. – Есть информация, что объемы продаж этого завода в “стекле” падают, поэтому ему нужно “задушить” рынок разливного пива. А есть заводы, у которых противоположное соотношение “стекла” и кег – они и пострадают главным образом”.
Дальнейшее развитие ситуации на рынке продаж пива во многом зависит как от реакции потребителей, так и от действий производителей, считают эксперты. “Часть потребителей, скорее всего, переключится на другие виды упаковок, часть перейдет на другие напитки, – считает Садыков. – Производители же могут выйти из ситуации, предложив рынку новые способы продажи разливного пива, которые не будут подпадать под законодательные ограничения. В развитых странах уже несколько лет используют экологические упаковки, например из тростника. Все зависит от самих производителей – смогут ли они наладить поставку новых видов тары в Казахстан в нужном объеме”. (Forbes.kz/Пищепром Украины и мира)