В России вырос спрос на домашние спиртзаводы и самогонные аппараты, сообщили сразу в нескольких специализированных магазинах. Таким образом одни граждане находят альтернативу дорожающей водке и защищаются от суррогатов. А другие активно вливаются в ряды так называемых романтиков: приготовление домашних крепких напитков и наливок стало для них не только хобби, но и предметом фамильной гордости. Ежегодно в стране “гонят” не менее 250 млн. литров домашнего алкоголя, подсчитали в Центре изучения федерального и регионального рынков алкоголя. Себестоимость литра самогона не превышает 40 руб. При минимальной цене магазинной поллитровки в 170 руб. самогоноварение представляется выгодным делом.
Гнать “первач” на продажу незаконно, но домашнее производство для собственных нужд – абсолютно легальное занятие. На самогон приходится 20% нелегального алкоголя. Производители оборудования здорово облегчают жизнь современным самогонщикам. Лицензия требуется только на промышленные спиртовые станции, для домашнего пользования – достаточно сертификата соответствия. “РГ” опросила более десятка крупных производителей и продавцов самогонной техники. Все они отмечают рост интереса со стороны покупателей. За год продажи выросли в пять раз, утверждает представитель одного из крупнейших интернет-магазинов по продаже товаров для домашнего алкоголя Евгений Демидов. В основном торгуют изделиями одного из российских заводов, но встречаются и эксклюзивы – например, медный, ручной работы португальский аппарат для кальвадоса и джина. Демидов рост продаж связывает с подорожанием алкоголя в магазинах. В этой компании средний чек на готовый комплект с самогонным аппаратом составляет 15 тыс. руб. Резкую динамику роста продаж отмечает и Алексей Кожекин, руководитель дилерского отдела другого московского магазина. Его компания продает в день около 25 аппаратов. В регионы уходит 70% приборов, подсчитал он. “Заказывают как крупные, так и маленькие города, иногда выписывают в такие деревни, куда и почта не заходит”, – говорит он. Порой заявка на товар приходит из мест, где средняя зарплата не превышает 10 тыс. руб. В деревнях продавцы заметили любопытную тенденцию – если в село отправили один прибор, то скоро оттуда же придет заказ на второй. Видимо, никто не хочет отставать от соседа. Много выписывают из южных регионов. С севера – в передовиках Архангельск. Однако рост продаж с подорожанием водки Кожекин напрямую не связывает. “Люди хотят более качественный алкоголь, наши покупатели – достаточно состоятельные люди, которым нравится сам процесс приготовления”, – отмечает он. “Разные причины покупок, но главная – люди устали пить отраву”, – лаконичен продавец Иван из еще одного магазина самогонных аппаратов. По сравнению с прошлым июнем здесь продажи выросли на 15%, средний чек – $300.
“Рост минимальных цен, акцизов и контрафакта приведет к тому, что популярность самогоноварения в России только увеличится”, – предсказывает Дробиз. Самогоноварение актуально для трех слоев населения – малоимущих “бюджетников”, небогатых творческих профессионалов и обеспеченных граждан, продолжает он. Малообеспеченные самогонщики раньше потребляли нелегальный суррогат. Но раньше “левая” водка, как правило, шла с той же линии, что и легальная, но в “третью смену”, то теперь ее льют заводы без лицензии, – так что употреблять ее стало опаснее. Богатую публику интересует прежде всего защита от “паленой” продукции – виски и коньяки подделывают с не меньшим успехом, чем дешевую водку или вино. “Им наплевать, сколько стоит алкоголь. На первый план выходят потребность творчества, желание удивить друзей и вопрос подделки”, – считает Дробиз. Они даже видят в этом процессе романтическую сторону. “Самогон будет таким же известным, как и французский коньяк, шотландский виски, – уповает Демидов.- Возможно, даже появится специальное слово, которое будет определять российский самогон, подобно американскому “муншайну”. (Российская газета/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)