Что происходит на соляном рынке Казахстана, почему новый завод по переработке соли не боится монополистов и как продавать соль дешевле, чем у конкурентов, но при этом не прогореть?
Согласно официальным данным, за первые пять месяцев 2018 года в Казахстане произведено 88,9 тыс. тонн соли, при этом безоговорочным монополистом на рынке является компания “Арал туз”, которая занимает 75-80% внутреннего и 12% российского рынков. Стоит также отметить, что около 27% казахстанской соли уходит на экспорт, преимущественно в страны ближнего зарубежья. Не так давно на соляном рынке Казахстана появился еще один игрок – компания “Асыл туз”, базирующаяся на территории Жамбылской области. Новая фирма также намерена продавать соль на экспорт и занять собственную нишу на внутреннем рынке за счет низкой цены, сохраняя при этом качество.
Экспорт в Кыргызстан и борьба с кустарями
По казахстанским меркам “Асыл туз” – средних масштабов завод с производственной мощностью около 50 тонн соли в год (для сравнения: тот же “Арал туз” заявляет о переработке более 450 тыс. тонн ежегодно), однако компания намерена выдерживать конкуренцию и реализовывать свой товар как на внутреннем рынке, так и за рубежом.
“Завод мы построили с учетом того, что основную долю объема соли будем продавать в Кыргызстан, где нет своих месторождений, – говорит руководитель проекта “Асыл туз” Адильбек Акназаров. – В качестве экспорта из Казахстана они получают в основном сырье, которое перерабатывают в кустарных цехах”.
По словам Адильбека Акназарова, кустарное производство соли процветает и в Казахстане – это создает проблемы по сбыту продукта даже монополисту. Поэтому основными конкурентами компания считает именно кустарей, которые продают недорогой, но и некачественный товар.
“Наша задача – остановить отток сырья, перерабатывать его здесь и отправлять в Кыргызстан уже в переработанном виде. Кроме того, мы намерены продавать соль в Узбекистан и Россию – как минимум в Татарстан и Омскую область, – продолжает Адильбек Акназаров. – Однако пока что основную часть товара мы реализовываем на внутреннем рынке – продаем около 1000 тонн в месяц. Если сохраним такие объемы на протяжении года, будем реализовывать до 12000 тонн внутри страны. Далее мы надеемся довести годовой объем продажи соли на внутреннем рынке до 25000 тонн. Остальные 25000 тонн планируем отправлять на экспорт”.
Сейчас новую соль в основном покупают производственные предприятия – пекарни и хлебокомбинаты, в скором времени компания намерена подписать контракт с супермаркетом “Магнум”.
Новый соляной проект был реализован в рамках госпрограммы “Дорожная карта бизнеса-2020”, при этом 100-процентным инвестором “Асыл туза” выступила компания L-Capital. Общая сумма инвестиций составляет 710 млн тенге, при этом рентабельность завода, по словам руководства, колеблется в пределах 25-30%, а на самоокупаемость предприятие намерено выйти через 2,5 года. От государства же была поддержка в виде обеспечения завода коммуникациями.
Почем соль?
Цена на соль, говорит Акназаров, зависит от логистики – чем дальше регион, тем дороже тарифы на перевозку. Средняя оптовая цена за килограмм фасованной соли “Асыл туз” – 21-25 тенге – это на 13-16 тенге дешевле, чем у монополистов. Адильбек Акназаров объясняет, как получилось снизить стоимость: цена формируется за счет того, что на добычу и переработку соли уходит меньше затрат. Добыча действительно очень проста: на озере Майдакенколь (Жамбылская область) соль попросту сгребается с поверхности озера и отправляется на завод, расположенный в 200 км от месторождения – в городе Жанатасе.
“Мы собираем примерно 5 сантиметров соли-новосадки (то есть соли, которая выкристаллизовывается в течение определенного сезона), и она очень чистая. Через 20-25 дней она восстанавливается заново естественным путем – солнце, водные испарения”, – рассказывает о добыче Акназаров.
Соляное месторождение компания арендует у партнера, с которым удалось договориться о долгосрочном сотрудничестве, но руководство Жамбылской области до конца года обещает обеспечить компанию собственным месторождением.
В перспективе завод планирует расширить продуктовую линейку – выпускать соль премиум-класса (сейчас выпускается только соль первого сорта). Кроме того, компания намерена наладить сотрудничество с зарубежными инвесторами. “Сейчас на нас вышли китайцы и хотят поставить завод, способный перерабатывать около 100 тыс. тонн соли в год. В данное время ведутся переговоры по поводу инвестиций”, – рассказывает Адильбек Акназаров. (Kapital.kz/Пищепром Украины)