24-25 мая в Днепре на девятой международной конференции “Ягоды Украины-2018: заморозка и свежий рынок” собралось более 250 профессиональных игроков ягодного рынка. По словам организаторов события, представителей проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты”, количество участников мероприятия стало рекордным за всю историю проведения конференции. Более того, значительно расширилась и география участников: в текущем году в конференции приняли участие представители 11 стран мира, таких как Великобритания, Швеция, Швейцария, Польша, Италия, Германия, Словакия, Беларусь, Россия и, конечно же, Украина.
Генеральным спонсором конференции выступила компания Syngenta. Спонсор мероприятия – Украинский Проект Бизнес-развития Плодоовощевоства. Партер события – Fairplant BV. Конференция состоялась при поддержке “Украинской овощной компании” (UVC). Генеральный медиа-партер – журнал “Ягодник”, а эксклюзивным медиа-партером конференции выступил журнал “Пропозиц_я”. Интернет-партером конференции выступил проект ProfiHort.
“Такое количество участников конференции говорит, прежде всего, об очень высоком потенциале ягодного сектора Украины. Другой вопрос, смогут ли украинские садоводы этим воспользоваться? Смогли ли они учесть все свои ошибки предыдущих сезонов? Удалось ли им сделать верные выводы и найти перспективные векторы развития бизнеса?”, – говорит Александр Хорев, руководитель проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты”.
При этом эксперт подчеркивает, что в отличие от предыдущего года, в текущем сезоне небесная канцелярия была весьма благосклонной к украинским производителям ягод. Кроме того, по ряду культур отмечается и расширение посадочных площадей.
“В результате, по нашим прогнозам, в нынешнем сезоне стоит ожидать увеличения производства по всем ягодам, за исключением смородины, которая так и остается аутсайдером в этом сегменте. Однако не стоит забывать, что увеличение урожая может как дать возможность украинским садоводам установить новые рекорды экспорта и значительно расширить географию поставок, так и привести к обвалу внутреннего рынка. Это две стороны одной монеты, причем, эта монетка уже подброшена”, – говорит А. Хорев.
Эксперт отмечает, что за последние годы наблюдается довольно положительная динамика в развитии каналов сбыта свежей ягоды. Так, по данным проекта, около 28% всего урожая в коммерческом секторе отгружается на экспорт, причем, на внешние рынки реализуется, как правило, голубика, земляника, малина и черешня.
“При этом необходимо отметить рост доли розничных сетей. Так если еще три года назад в на полках большинства украинских супермаркетов было довольно сложно найти ягоды местного производства, то уже сегодня на этот канал реализации приходится около 15% внутренних продаж”, – подчеркивает Александр Хорев.
В то же время, по его словам, одной из главных проблем ягодного сезона остается нехватка рабочей силы. По оценкам проекта, данная статья затрат вырастит минимум на 30%, однако и это не гарантирует хозяйствам отсутствия дефицита сезонных работников.
При этом стоит отметить, что ягоды остаются мировым трендом. Потребление этой продукции стремительно растет. Более того, по словам Ирины Кухтиной, президента Ассоциации “Ягодоводство Украины”, положительная динамика будет преобладать на глобальном рынке минимум до 2020 года.
При этом эксперт подчеркивает, что расти будет не только потребление, но и требования покупателей.
“Необходимо осознавать, что предпочтения конечного потребителя меняются очень быстро. Сегодня они ищут не просто вкусную и полезную еду, но и хотят, чтобы она была привлекательной на вид, удобно упакованной, порционной. Причем, последние два пункта для них весьма важны, ведь темп жизни мегаполисов продолжает ускоряться, а значит, у людей все меньше времени остается на перекусы. Чаще всего таким требованиям соответствует продукция в супермаркетах, поэтому она и стоит на 20-30% дороже. Вот это, кстати, и есть та самая добавочная стоимость, про которую в последнее время так много говорят. Другими словами, это не то, на сколько больше может заработать производитель, а то, на сколько больше готов заплатить покупатель”, – говорит Ирина Кухтина.
Такая ситуация на мировом рынке ягод обеспечивает высокий интерес садоводов к ягодным культурам. При этом, в их поле зрения попадают не только традиционные ягоды, но и нишевые, такие как жимолость и ежевика. Об этом в ходе выступления сообщил Александр Ярещенко, заместитель директора по научной работе Института садоводства НААНУ. Эксперт отметил, что рынок ежевики на сегодняшний день активно набирает обороты. Эта ягода уже хорошо известна украинским потребителям и пользуется повышенным спросом на международном рынке. В то же время в сегменте жимолости не все так “сладко”.
“Рынок жимолости как украинский, так и международный в целом пока так и остается “виртуальной реальностью”. С одной стороны все больше компаний проявляют интерес к этой культуре. С другой же, по-прежнему нет каких-либо статистических данных по объемам ее производства ни в одной стране”, – комментирует эксперт.
При этом Александр Ярещенко считает жимолость недооцененной культурой, поскольку эта ягода является настоящим кладезем целого ряда полезных микроэлементов. Однако он уверен, что это – вопрос времени.
“На то, чтобы ягода стала популярной и чтобы этот сегмент начал развиваться, нужно время, возможно даже – ни одно десятилетие. Такой пример у нас в Украине уже есть с голубикой. Ведь необходимо, чтобы покупатели узнали ягоду, полюбили, чтобы сложилась определенная культура потребления…Уверен, что у жимолости еще все впереди”, – резюмирует г-н Ярещенко.
Еще одним трендом, который активно развивается на международном рынке ягод, остается органическая продукция. Об этом заявил Юрий Танцюра, основатель компании “ДВИПА”. По его словам, этом сегмент набирает обороты и в Украине: ежегодно появляется все больше хозяйств, которые отходят от конвенционного садоводства и делают ставки на органические технологии.
“Мы сами прошли путь от интенсивных яблоневых садов до органических ягод. Да, на этом пути мы наступили на не одни грабли, но в то же время мы понимали, что это рынок больших возможностей и именно это мотивировало нас не останавливаться. Сегодня почти весь объем нам удается продавать на европейский рынок и спрос со стороны Европы продолжает расти”, – признается эксперт. При этом Юрий Танцюра подчеркивает, что тем садоводам, которые планируют развивать это направление прежде всего необходимо осознать, что органическое производство – это не технологии как таковые. Это философия производства, мировоззрение и стиль жизни.
Кроме того, в Украине растет производство ягод в закрытом грунте. По словам Ростислава Шитикова, директора компании “Агросельпром”, такой вид выращивания хоть и требует более серьезных инвестиций, но при этом имеет ряд преимущество.
Прежде всего, производство ягодных культур в теплицах позволяет минимизировать риски потерь из-за неблагоприятных погодных условий, а также значительно расширить сезон реализации, получив при этом премиальную цену.
О высоком потенциале сектора замороженных ягод рассказал Юрий Биличенко, директор компании “Раздольное”.
Как отметил эксперт, экспортный потенциал этой продукции в Украине довольно высокий, при этом, география поставок может быть весьма широкой и не ограничиваться только странами Евросоюза.
Однако при этом эксперт подчеркивают, что такая ситуация на рынке ягод нередко привлекает в данный бизнес “ситуативных” участников, которые не имеют должного опыта и нередко подходят к вопросу непрофессионально. В частности, по словам Тараса Баштанника, директора компании “Украинская ягода”, количество таких игроков в сегменте голубики ежегодно растет, что имеет негативное влияние на сектор в целом.
“Голубика остается одной из самых дорогих ягод не только в Украине, но и в мире, именно этот факт привлекает в данный бизнес те компании, которые хотят заработать, но мало знают об указанной культуре. В то же время, успешное выращивание голубики требует высокого уровня агрономии и знаний”, – подчеркивает эксперт.
Более того, по словам Тараса Баштанника, просто вырастить качественную ягоду недостаточно, поскольку для современного покупателя это всего лишь сырье, а не продукт.
“Да, многие уже научились выращивать, но вот продавать так и не научились. А для этого необходимо понимать, что требования потребителей растет очень быстро. К примеру, в Европе покупатели уже не просто приобретают ягоду, но и имеют собственные сортовые предпочтения. Поэтому на полках супермаркетов уже можно увидеть разбивку голубики по сортам. И это я уже не говорю про требования к упаковке и фасовке”, – комментирует эксперт.
Помимо рыночной информации делегаты конференции смогли принять участие в практических мастер-классах от ведущих экспертов-практиков.
В частности, Вадим Дудка, директор компании “Агроанализ” рассказал о том, как можно минимизировать риски от погодных форс-мажоров, а также о том, как необходимо действовать в случае, если плантации все же пострадали от капризов Небесной канцелярии.
Владимир Воеводин, эксперт по специальным культурам компании “Сингента” провел мастер-класс на тему эффективных препаратов для защиты ягодных насаждений от болезней и вредителей.
В свою очередь Олег Босый, эксперт ягодного рынка, рассказал о проблемах плодовых рассадников в Украине, а также о несовершенном законодательстве в этой сфере касательно стандартизации саженцев.
Также международные специалисты представили к вниманию участников новейшие технологии по уходу за плодовыми насаждениями, подбору безвирусного посадочного материала, оптической сортировки, заморозки и упаковки ягодной продукции.
Кроме того, речь шла и о преимуществах кооперации мелких ягодных хозяйств, о чем в ходе свой презентации рассказал Александр Ткачук, директор Агрофирмы “Весна-2011”. Как заявил эксперт, исходя из собственного опыта, именно объединение открывает для небольших производителей новые перспективы и рынки.
В свою очередь Андрей Ярмак, экономист инвестиционного центра ФАО, предложил участникам конференции рассмотреть ТОП-10 стран с наибольшим экспортным потенциалом для свежих и замороженных ягод из Украины. В основу составления этого рейтинга были взяты результаты исследования, которое проводилось совместно с аналитиками проекта “АПК-Информ: овощи и фрукты” и которое базировалось на результатах полного анализа мировых трендов, сезонности, а также цепочек поставок.
“Ягодный сектор может быть настоящей золотой жилой для украинских фермеров, при условии грамотного подхода ко всем этапам производственного процесса, – резюмировал Федор Рыбалко, директор Украинской Плодоовощной Ассоциации, – При этом, не обязательно зацикливаться только на рынках ЕС, есть еще и рынки Средней Азии, где украинские ягоды также будут успешно продаваться. Необходимо просто переходить от слов к делу и действовать!”.
Во второй день события все делегаты первого дня конференции имели возможность принять участие в практическом бизнес-туре в ведущее хозяйство Днепропетровской области – компанию “Агросельпром”, в ходе которого они на практике смогли ознакомиться с особенностями выращивания пяти ягодных культур как в открытом, так и в закрытом грунте. Фотоотчет с бизнес-тура смотрите на нашей странице в соцсети Facebook.
Команда “АПК-Информ: овощи и фрукты” сердечно благодарит всех партнеров и участников конференции за проявленный интерес к событию. Мы уверены, что именно ваши стремления и профессионализм и есть главной гарантией того, что Украина уже в ближайшее время займет должное место среди ведущих игроков на международной ягодной арене! Мы же в свою очередь приложим максимум усилий, чтобы оказать вам необходимую информационную поддержку. Спасибо, что были с нами и с нетерпением ждем встреч на новых событиях!
Олег Ахтырко, аудитор Paradise Fruits Freeze Dried
На такого рода событии был впервые и мне очень понравилось! Было много новой информации, все озвученные презентации были интересны и полезны. Не менее интересным было личное общение с участниками. Так как я новичок на таких конференциях, завел много новых знакомств. Целей, которые перед собой ставил, достиг на 100%. Единственное пожелание к организаторам – проводить обед и фуршет было бы удобней в формате “сет-ап”. Уже с нетерпением жду Ваших следующих событий!
Вячеслав Бублик, начинающий производитель ягод
На конференции все понравилось. И практическая, и теоретическая информация была кстати. Было информативно, интересно, полезно. Понравился подбор докладчиков, было познавательно. Особенно могу выделить Владимира Воеводина из компании Syngenta, понравилась такая обширная презентация с практическими кейсами, и Юрия Биличенко, спикера на тему заморозки.
Организация на самом высшем уровне! Отличное место проведения, качественная подготовка события и очень вкусный борщ! Как начинающим производителям конференция была полезна для старта и налаживания новых контактов. Мы, к примеру, с одной из компаний уже всерьез ведем переговоры. Достигли всех целей, которые ставили перед собой. С радостью будем участвовать в будущих событиях “АПК-Информ: овощи и фрукты”!
Евгений Дмитренко, директор Любокут-Агро
Конференция для меня прошла нормально. Уровень организации просто отличный! Интересно было бы получить больше практической информации конкретно в отношении малины, ожидал большего. Но это было компенсировано общением с участниками – завел новые контакты, и со старыми знакомыми поговорил. Сотрудничаю с “АПК-Информ: овощи и фрукты” не первый год, поэтому уверен, что на следующих мероприятиях будет еще лучше!
Алексей Довгополый, региональный менеджер AGRID
Впечатления от конференции положительные. Первый день был хорош и рядом полезных презентаций, и общением с участниками. Несмотря на большое количество знакомых лиц и уже состоявшихся партнеров, удалось найти и новые контакты.
На событии у нас была выделенная рекламная площадка и работа оказалась довольно эффективной, несмотря на необычные условия. Расположение на улице дало возможность учесть специфику продукции и дать максимальную представленность – габаритные образцы не налезали друг на друга, людям было легко “зацепиться взглядом”, рассмотреть и т.д.
Из минусов – тесноватое, на мой взгляд, место проведения для такого большого числа участников. Но это единственное замечание, чисто технического характера, в остальном организация – на очень высоком уровне. Хотелось бы еще больше времени для неформального общения – чтоб расслабиться и не торопясь, вдумчиво обсудить все желаемые вопросы. Мне было не просто полезно, но и приятно лично принимать участие.
Второй день прошел даже лучше первого! Если бы нужно было оценить по 5-бальной шкале, я бы поставил даже 5 с “плюсом”. Мало того, что прямой контакт со 100% нашей целевой аудиторией, так и еще максимально предметное общение. Это удалось за счет того, что представители – почти все собственники и директора, и они уже имели конкретные вопросы.
Мне кажется, такие конференции подняли бы мышление и уровень знаний наших производителей на качественно новый уровень. Хотелось бы видеть больше таких замечательных мероприятий в Центральной и Юго-Восточной Украине. Поэтому, пожалуйста, продолжайте проводить такие события и обязательно зовите нас! (АПК-Информ/Пищепром Украины)