У нас есть хорошая новость: кремлевские контрсанкции позволили многим польским экспортерам найти новые рынки сбыта и расправить крылья. “Польша сохранилась как государство благодаря победе над фашизмом, решающий вклад в которую внес Советский Союз”, – заявляют члены Совета Федерации, требующие от Владимира Путина ввести санкции против Варшавы и конкретных людей, нарушающих договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 1992 года.
Это реакция на поправки к закону о запрете пропаганды коммунизма, утвержденные президентом Анджеем Дудой (Andrzej Duda) 17 июля. Пока Кремль не принял решения о введении ограничительных мер в отношении очередных польских компаний. Между тем сложившаяся на фоне действующего уже четвертый год российского эмбарго ситуация позволяет сделать выводы как о состоянии польской экономики, так и о самой России.
Прививка от России
Объем польского экспорта в Россию значительно сократился еще до того, как Москва в августе 2014 года ввела эмбарго на поставки товаров из стран ЕС. Это было связано в первую очередь с экономическим кризисом в РФ и ослаблением рубля, начавшимся после введения европейских санкций (на удержание его курса в одном только 2014 году было потрачено 76 миллиардов долларов и 5 миллиардов евро). Эти явления подготовили польских производителей к тому, что спрос на их продукцию в России может снизиться.
В Польше сильнее всего пострадало машиностроение (объем экспорта этой отрасли в РФ в 2015 году уменьшился на 700 миллионов евро) и химическая промышленность (150 миллионов евро). В связи с этим в структуре экспорта машин, оборудования и продукции тяжелой промышленности выросла доля Германии и США. Несмотря на появление контрсанкций, внешняя торговля продолжала развиваться: в 2016 году объем экспорта вырос на 2,3% и составил 183,6 миллиарда евро, а импорта – на 0,9% (178,9 миллиарда евро).
Российских ограничительных мер больше всего опасались польские аграрии, однако они смогли быстро приспособиться к новым экономическим реалиям. Польское мясо нашло новые рынки сбыта в странах-членах ЕС, а польские яблоки – в Северной Африке, ОАЭ и Кувейте. Объем экспорта яблок в государства Аравийского полуострова за один год увеличился почти в семь раз с 3 000 тонн (2104 год) до 20 000 тонн (2015). Сейчас Польша занимает третье место в списке крупнейших производителей яблок, уступая Китаю и США, а перед польскими садоводами открывается новое направление: страны Азии.
Ирония ситуации в том, что, как говорят сами аграрии (в первую очередь садоводы, занимающиеся выращиванием яблок), импульс к поиску новых рынков сбыта дало эмбарго. Шок переходного периода им также помогло пережить государство. Правительство “Гражданской платформы” (PO) и Польской крестьянской партии (PSL) в октябре 2014 года выделило 500 миллионов злотых (около 120 млн. евро – прим.пер.) на помощь производителям продовольственных товаров, которые традиционно экспортировали свои продукты в Россию.
По оценкам, такая помощь требовалась примерно 15% экспортеров. Благодаря программе негативный эффект введения эмбарго удалось сгладить, а яблоки превратились в символ устойчивости польской экономики на фоне российских ограничительных мер. С рекламой польских яблок нам также помог Евросоюз, который выделил на продвижение польского национального фрукта 5 миллионов евро.
В Россию кружным путем
Российские контрсанкции оказались не слишком эффективными и “дырявыми”. Польские производители продовольственной продукции, а также их французские и немецкие коллеги проложили путь на рынок России и всего Евразийского экономического союза через Белоруссию и Киргизию. Механизм очень прост: продукты из стран, попавших под действие российских санкций, продают государствам, поддерживающим с Москвой хорошие отношения. Потом их заново упаковывают под местной маркой и по более высокой цене (с наценкой реэкспортера) продают в Россию. Этот механизм продолжает работать, хотя российские таможенные службы все активнее стараются пресечь такие практики.
Польский рынок продовольственных товаров специфичен: около 70% всей продукции попадает у нас к отечественным потребителям. Это означает, что риск, связанный с ограничением внешнего спроса, невелик. Красноречиво выглядят цифры: объем экспорта польской агропродовольственной продукции в период действия российских санкций вырос с 21,3 миллиарда евро в 2014 году до 23,6 миллиарда евро в 2015. В 2016 этот показатель удерживался на стабильном уровне. Стоит отметить, что в 2015 и 2016 годах впервые за 15 лет во внешней торговле был зафиксирован профицит.
Другой пример отрасли, которая успешно справилась с последствиями введения российских санкций, стала мебельная промышленность. Объем экспорта ее продукции в Россию на пике, в 2013 году, составлял 170 миллионов евро (среднегодовой темп роста – 40%). В 2015 году, несмотря на то, что мебельная отрасль не попала под действие ограничений, этот показатель снизился на 20%. Компенсировать потери удалось благодаря спросу на польскую мебель в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.
История показывает, что когда Россия вводит санкции, от них больше страдают не попавшие под них страны, а она сама. В свою очередь, опыт последнего десятилетия свидетельствует, что российские ограничения не вредят бизнесу в государствах, на которые они распространяются, а, наоборот, способствуют его развитию. На тему можно взглянуть еще шире: исследования некоторых экономистов показывают, что лишь 30% всех экономических ограничений, которые в прошлом вводили те или иные государства, принесли эффект. (Гжегож Калишук, Ино-Сми.Ру/ Пищепром Украины)