Интерес к продуктам регионального происхождения в Германии достиг пика. DW разбиралась, с чем это связано и какие еще тренды демонстрируют немецкие потребители.
Сегодня жители Германии, подходя к овощным полкам супермаркетов, знают, что им вновь придется столкнуться не только с разнообразием цен, но и с выбором страны-производителя. Определяющую роль для немецких покупателей все чаще играет региональный фактор. Взять помидор подешевле, привезенный издалека, или все же немного переплатить за выращенный в своем регионе – каким же будет выбор?
Региональный продукт или экологичный?
По данным опросов, больше половины потребителей в Германии постоянно покупают продукты регионального происхождения, причем осознанно. Основную долю трендовой региональной продукции составляют простые, или так называемые монопродукты: овощи, фрукты, мясо и яйца. За ними следуют колбасные изделия и молочные продукты.
Региональность как потребительский тренд в последнее время по популярности обогнала дажа экологичность: биопродукты в потребительской корзине среднестатистического немца составляют 10 процентов, а продукция из регионов – как минимум 20 процентов.
Отчеты министерства продовольствия и сельского хозяйства ФРГ показывают, что региональное происхождение продуктов важно для 75 процентов немцев. Как критерий выбора при покупке его опережают лишь личные предпочтения. При этом покупатели готовы заплатить за такой продукт и более высокую цену.
Овощи против глобализации
Чаще всего покупатели делают выбор в пользу продукта регионального происхождения, полагая, что он более свежий и вкусный Но есть и другие факторы. По мнению профессора Кассельского университета Ульриха Хамма (Ulrich Hamm), эксперта по вопросам сельского хозяйства, если потребитель выбирает, например, овощ, выращенный в его регионе, тем самым он демонстрирует вызов глобализации и стремление к аутентичному потреблению в противовес фастфуду.
Кроме того, полагает эксперт, покупатель так проявляет желание быть причастным к процессу производства, ведь не надо далеко ехать, чтобы увидеть, в каких условиях содержатся животные или выращиваются овощи. “Потребитель также не прочь помочь местному производителю и поддержать экономику региона”, – считает Хамм.
Но, по мнению эксперта, региональное происхождение само по себе лишь косвенно влияет на готовность покупателя раскошелиться, так как не означает автоматически более высокое качество. Поэтому необходимо создавать новую потребительную стоимость, например, предлагая товар с чертами традиционного блюда или культурного продукта, отмечает Ульрих Хамм.
Региональные продукты и маркетинг
Все больше производителей и поставщиков используют региональность в целях маркетинга. В 2014 году в ФРГ была введена система добровольного лицензирования – “региональное окно” – и появилась голубая этикетка с информацией о происхождении и способе переработки продукта.
Хотя региональные продукты сегодня можно купить практически во всех супермаркетах и дискаунтерах Германии, лицензирование из добровольного превращается в обязательное, если розничная сеть хочет продвигать слово “региональный” как часть торговой марки. Так, например, сделали в сети немецких супермаркетов REWE несколько лет назад.
“Для REWE Regional у нас заключено долгосрочное партнерство с мелкими поставщиками, что снижает их ценовые риски и риски сбыта”, – рассказывает пресс-секретарь сети супермаркетов REWE Томас Бонрат (Thomas Bonrath). Овощи, фрукты или мясо продаются как собственная марка или под именем производителя – неважно: все поставляется напрямую из близлежащих крестьянских хозяйств и с малых предприятий. А распродажи по сниженным ценам поддерживают сбыт особо крупных партий урожая.
В целом фактор региональности играет важную роль для лучшего сбыта продукции, говорит Бонрат. Во-первых, короткие пути доставки сокращают транспортные расходы. А во-вторых, возможность приемки сезонной продукции уже спелой, а не созревшей лишь наполовину, ведет к быстрой реализации, минующей склады.
Но в перспективе розничных сетей – уход от сезонной зависимости и пополнение ассортимента региональной продукции товарами первичной промышленной переработки. По мнению Томаса Бонрата, это позволит повысить спрос на региональные товары и наделит их дополнительной потребительской ценностью. (УНН/Пищепром Украины)