Предлагаемые правила покупки земли не устраивают ключевых игроков рынка. Поэтому, как считает руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concord Capital Александр Паращий, агрохолдинги будут делать все возможное, чтобы заблокировать земельную реформу. По крайней мере, в ее нынешнем виде.
“Ведь агрохолдинги – первое: не получат в собственность землю, потому что им это не позволит закон; второе – получат увеличение издержек. Им такое точно не нужно. Поэтому, я думаю, что именно из-за сопротивления наших больших аграриев, эту реформу нам будет провести очень тяжело”, – заявил Александр Паращий.
Он напомнил, что согласно требованиям Международного валютного фонда, в Украине должны были бы внедрить свободный оборот земли – об аренде тут речь не идет. Компромиссной для большинства людей, которые боятся, что все наши черноземы скупят иностранцы, могла бы стать инициатива Премьер-министра Владимира Гройсмана, которая предполагает определенные ограничения: 200 гектар в одни руки и без права продажи для юридических лиц.
“Но это абсолютно не интересно аграрным холдингам. Какова цель холдингов – мы знаем, что они контролируют у нас немало земли, хотя формально ею не владеют – они хотят закрепить формальный статус владения землей”, – подчеркнул руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concord Capital.
А поскольку владеть землей, по крайней мере, официально, у агрохолдингов с новой реформой не получится, их гораздо больше устраивают существующие правила игры. Да, они являются не владельцами, а арендаторами, но, во-первых, они имеют больше прав, чем пайщики; во-вторых, они арендуют тысячи гектар за смешные деньги.
“Эта земельная реформа, которую предлагает Гройсман, вот этот последний пункт просто аннулирует: у них уже не будет возможности арендовать за смешные деньги. Потому что придут люди, будут скупать по 200 гектар, они будут понимать стоимость этой земли, и будут сдавать ее в аренду тем же холдингам уже не по 1 тыс. грн за гектар в год, а по нормальным рыночным ценам. И это агрохолдинги никак не устраивает”, – объяснил Александр Паращий. (УНН/ Пищепром Украины)