По данным последнего летнего исследования Rabobank, крупнейшие молочные компании мира начали восстанавливать активность после двух лет существенного спада.
С ростом цен и сокращением объема молока сырья, молочные компании вновь могут сосредоточиться на своем развитии в вопросах стратегии ценности, а не стратегии объемов.
Для нескольких компаний вопрос заключается в том, заходить ли в смежные сектора, или выходить из них. Для кооперативов ответ нередко заключается в консолидации основного молочного бизнеса и отказа от немолочных предприятий (Arla продала Rynkeby, FrieslandCampina ищет покупателя для Riedel).
С другой точки зрения, перечисленные компании диверсифицируют непрофильные / НЕ молочные активы. (Компания Danone приобрела WhiteWave Foods, компания Dean Foods приобрела миноритарную долю в стартапе по производству безмолочных продуктов Good Carma Foods и компанию по производству соков Uncle Matt’s Organic, а Bega Cheese приобрела Mondeles в Австралии / Новой Зеландии).
Это может отражать – во времена избыточных поставок молока – необходимость для кооперативов сосредоточиться на улучшения маржи / цены молока, а для частных компаний – искать возможности в секторах, где нет излишков.
Восстановление цен на молочные продукты в 2016 году произошло слишком поздно, чтобы найти отражение в совокупном товарообороте ведущих 20 компаний, которые в 2016 году сократили оборот на 1,6% по сравнению с предыдущим годом, но показали рост на 14,4% в долларовом эквиваленте с 2014 года (-1,3% и +2,7% соответственно, в евро) из-за значительного снижения цен на молоко, которое происходило в течение этого периода, и ослабленного спроса на мировом рынке.
В этом году новых участников в списке нет, ведь порогового значения 4 млрд. евро трудно достичь, рост замедлился из-за нестабильных цен, а рынок слияний и поглощений также остановился по той же причине. Однако, хотя игроки остались те же, произошли некоторые изменения мест.
Nestle остается в верхней части списка за счет с R&R по производству мороженого (теперь называется Froneri), что компенсировало медленный рост в других секторах бизнеса. Danone переместился на второе место, приобретя WhiteWave Foods (которая, кроме бизнеса продукции альтернативной молочной, имеет значительные интересы в производстве молочных сливок для кофе, холодного кофе на основе молока и овощных йогуртов). Это позволило Danone опередить Lactalis, которая, несмотря на приобретение бизнеса в Румынии, Беларуси, Китае, Чили и США, перешла на третье место в списке. С ожидаемым приобретением у компании Danone бизнеса Stonyfield в США и Omira в Германии, Lactalis, скорее всего, снова займет вторую позицию следующем году.
Приобретение 51% акций в пакистанской компании Engro Foods позволило FrieslandCampina перейти на пятое место, немного опередив Fonterra, которая переместилась на шестое место.
Компания Dean Foods выпала из первой десятки, из-за того, что в США наблюдалось длительное снижение в категории жидкого молока, кроме того, она начала инвестировать в молочные альтернативы и соки. Это позволило компании Mengniu стать второй китайской компанией первой десятки, консолидировав свою долю в Burra Foods в Австралии и приобретя контрольный пакет акций Modern China Dairy, которая, хотя и является главным образом фермерским производством, также производит жидкое молоко. Два китайских игрока в первой десятке показали в доларовом эквиваленте общий прирост продаж на 0% к предыдущему году по сравнению с 3% в 2015 году и 14% в 2014 году, и, возможно, им придется искать варианты развития за пределами Китая, чтобы продолжать перемещение в топ списка в последующие годы.
Темпы слияния и поглощения в молочном секторе снова растут. В то время как в 2016 году в молочной промышленности было заключено всего 73 сделки, в первой половине 2017 года их количество уже достигает 50, причем половина из них в Европе.
Ближе к следующему году мы увидим, что будет расти производство молока на северо-востоке США (создание СП с участием Dairy Farmers of America, Michigan Milk Producer Association, Foremost Farms и Glanbia – для строительства и эксплуатации нового завода по производству сыра, где у Glanbia 50% акций). Мы также увидим рост количества слияний и поглощений. В то же время, компании будут рассматривать свою позицию в свете будущих рисков, вызванных Brexit, потенциальными и объявленными изменениями международных торговых соглашений и последующими изменениями в правилах, касающихся экологии и безопасности пищевых продуктов по всему миру.
Объем продаж учитывает только продажи молокопродуктов, рассчитанный на основе финансовых данных 2016 и слияний и поглощений, которые завершились между 1 января и 30 июня 2017. Слияния и поглощения, которые находятся в процессе и не учтены, включают приобретение группой Lactalis компаний Omira Stonyfield. (Dairynews.com.ua/ Пищепром Украины)