“Не так страшен курс, как его скачки” – таков урок января-февраля 2015 г., который вынес бизнес из дестабилизации на валютном рынке. Критический порог представители разных отраслей экономики определяют в диапазоне 25-30 грн./$1. Новый курс – больше не предмет для дискуссий, а данность как минимум на среднесрочную перспективу. Бизнес пытается освоиться с новыми параметрами 22/25 грн./$1.
Агросектор. Соотношение импорта/экспорта во внешнем товарообороте отрасли: 27%/73% (УКТЗЕД 1-24).
Экспортно ориентированные аграрии – преимущественно зерновики и производители масел – в целом выигрывают от падения национальной валюты. “Благодаря девальвации экспортеры сельхозпродукции имеют краткосрочные бонусы, так как не все затраты растут синхронно с долларом. Особенно это касается зарплат”, – объясняет председатель правления агрохолдинга “Сварог Вест Груп” Андрей Гордийчук.
У компаний – преимущественно животноводов – реализующих товары на внутреннем рынке, отношение к девальвации противоположное. Из-за неэластичности внутриукраинских цен по отношению к курсовым колебаниям любое удорожание импорта крайне болезненно отражается на этой группе производителей. “Часть затрат, привязанных к курсу доллара, растет. Цена реализации на внутреннем рынке, конечно же, подтянется в будущем, но это займет полгода-год, – считает менеджер. – Для операторов внутреннего рынка все зависит от того, есть ли у компании запас прочности, чтобы выдержать эту задержку”.
Что объединяет всех агропроизводителей, вне зависимости от географии сбыта, так это трудности с импортом, которые возникают при неконтролируемой девальвации. “У импортеров есть проблема с приобретением валюты – она покупается с большими разрывами по времени и ценам купли/продажи. В связи с этим поставщики завышают цены в ожидании девальвации и максимально придерживают продукцию для будущей реализации”, – объясняет заместитель генерального директора Ukrlandfarming Игорь Петрашко.
“Начиная с курса 25 грн./$1, и с каждым новым повышением мы приближались к коллапсу”, – добавляет Андрей Гордийчук. По его оценкам, себестоимость сельхозтоваров минимум на 60% привязана к курсу иностранной валюты. Причем зависимость может быть значительно выше, если компания обслуживает валютные кредиты.
Ритейл. Соотношение импорта/экспорта во внешнем товарообороте основной продукции ритейла: 64%/36% (УКТЗЕД 42-43, 50-67, 85, 90-92, 95).
В феврале – во время рекордной девальвации гривни – ритейлеры старались сократить закупки товара до минимума. В этот период им приходилось распродавать запасы, накопленные в предыдущие месяцы. “При курсе 30 грн./$1 мы не купили практически ничего, что можно было предложить покупателю”, – утверждает Сергей Цибульский, генеральный директор сети супермаркетов бытовой техники “Эльдорадо”.
По его словам, отметка в 30 грн./$1 была критическим рубежом девальвации для украинских ритейлеров – чтобы поддерживать деятельность при таком курсе, сети пришлось бы закрыть до 40% магазинов по всей Украине. Основными способами компенсации валютных потерь для ритейлеров остаются сокращение форматов, ассортимента и торговых площадей.
Средний курс, по которому куплены остатки на складах, С. Цибульский оценивает в 19 грн./ $1. При этом сейчас поставки техники ведутся примерно по 23 грн./$1. “Линейного увеличения цен во время девальвации не было – сети компенсировали рост курса. Просто поставщики несли убытки и принимали их на себя”, – поясняет ритейлер.
Он также отмечает, что укрепление национальной валюты после проседания в январе возымело негативный психологический эффект на потребительский спрос. “На самом деле покупатель сейчас видит цены с учетом реального курса. Потребители ожидают удешевления, однако себестоимость и цена в будущем будет только расти”, – констатирует С. Цибульский. Согласно его наблюдениям, в марте спрос упал наполовину по сравнению с пиковыми продажами в феврале. “Не нарушило этот тренд даже 8 марта, хотя обычно в это время наблюдается всплеск продаж”, – добавляет он.
FMCG. Соотношение импорта/экспорта во внешнем товарообороте готовых пищевых продуктов: 46%/54% (УКТЗЕД 16-24).
Основная проблема, с которой сталкиваются производители товаров повседневного спроса, – жесткость цен в условиях низкой покупательной способности населения. Людмила Дрыгало, основатель компании по производству замороженных полуфабрикатов “Дрыгало”, отмечает, что с начала ослабления гривни в прошлом году предприятию удалось увеличить отпускные цены лишь на 15%.
“Мы не можем изменять стоимость равноценно валютным колебаниям. Торговые сети стараются сохранить стабильность и не позволяют резко поднимать или опускать цены по договорам”, – сетует предприниматель. С начала девальвационных процессов рентабельность ее производства упала с 3% до отрицательных значений. Сказалось удорожание сырья, занимающего 42% в себестоимости готовой продукции, и других факторов производства: коммунальных услуг, топлива и т. д. Снижение цен на сельхозпродукты – основное сырье предприятия – вследствие укрепления гривни с конца февраля позволяет ей надеяться на работу “в ноль” в будущем.
По словам Л. Дрыгало, в момент пикового роста доллара обменный курс был близок к критическим значениям для ее отрасли. В этот момент не только наблюдался дефицит оборотных средств, но также ухудшились условия работы с контрагентами. “Если раньше давались отсрочки платежей, то тогда все требовали предоплаты из-за неопределенности курса”, – говорит она.
Получить выгоды от падения гривни могут лишь компании, в продажах которых экспорт занимает существенную долю. Для “Дрыгало”, генерирующей за счет внешних поставок лишь 5% операционной выручки, эта опция неактуальна. “Экспортные договоры у нас трехсторонние – с зарубежными покупателями мы работаем через дистрибуторов и не работаем с иностранной валютой”, – утверждает Л. Дрыгало. (forbes.ua/Пищепром Украины и мира)