Рост потребительских расходов на органические продукты в последнее время – это хорошая новость для фермеров, считает английская газета “Гардиан”. По данным Гардиан, в Великобритании, как и в США, одна из четырех семей выбирает сегодня именно органическое молоко.
Газета приводит слова Хэйдена Эванса, владельца молочной фермы, который смотрит в будущее с оптимизмом. Рост продаж в Великобритании и за рубежом приводит его к мысли, что в ближайшее время его семье не придется ни менять сферу приложения усилий, ни голодать. Вот уже более 20 лет он занимается органическим скотоводством, и в этом году он передаст управление своим бизнесом сыну. “Я всегда боялся, что в итоге ему придется заняться чем-то еще, но теперь мне очевидно, что наш бизнес будет жить. Более того, мы уже озабочены поиском новых пастбищ для растущего поголовья,” – говорит Хэйден.
В графстве Глостершир владелица молочной фермы Фло Джайлс тоже не сомневается в перспективах своего бизнеса. В ее стаде 65 коров и все их молоко она продает напрямую потребителям, задействуя для этого три молокомата, установленных в этом районе. Рост спроса на ее продукцию из других регионов побудил ее начать продавать пакетированное молоко через Интернет. Сайт уже готов, и продажи стартуют со следующего месяца.
Напомним, что все это происходит на фоне упадка в отрасли в целом. Более 1000 фермеров, которые до недавнего времени занимались поставками неорганического молока, планируют закрыть свой бизнес. Это связано с постоянным снижением закупочных цен на молоко в последние шесть месяцев. “Несколько моих друзей, которые так же занимаются молочным животноводством, были вынуждены вырезать часть стада, потому что они просто не могут позволить себе содержать их при сегодняшней стоимости молока, – говорит Фло Джайлс. – Это большая утрата для них”.
Получается, что радужно выглядит будущее именно тех фермеров, кто занимается органическим молочным животноводством. Несмотря на тактику сокращения расходов, проводимую супермаркетами, и снижение цен на обычное молоко, расходы покупателей на органическую молочную продукцию выросли на 6,5% только за последний год.
Молочные продукты в настоящее время составляют около трети покупательской корзины у семей, выбирающих органические продукты. При этом, как уже отмечалось, на органические продукты перешла каждая четвертая семья в стране. Поэтому спрос на органику диктуют уже не только дорогие магазины: популярные британские дискаунтеры Aldi и Lidl отметили, что у них продажи органического молока растут год за годом и уже увеличились на 410% и 166%, соответственно.
До недавнего времени, органический молочный сектор в Великобритании не демонстрировал особого роста. Избыток предложения в начале 2000-х годов, когда все фермеры пытались заработать на растущем интересе потребителей к экологически чистым продуктам, довел цены до минимума. Когда фермеры это осознали, то производство органического молока снизилось на четверть.
Те, кто пережил спад и не отказался от этого бизнеса, столкнулись с новым падением цен в прошлом году – хотя и несравнимо меньшим, чем в начале века. При этом правда, пока частные фермеры переживали спад, брендированные продукты, продвигаемые крупными холдингами, уже в прошлом году показали 13% прирост продаж. Максимальными был рост спроса на органические йогурты – до 13,8% в стоимостном и 13% в натуральном выражении.
Также вырос спрос на органический сыр и другие органические молочные продукты на зарубежных рынках, в частности в США. Около 10% молока, производимого Omsco, на долю которого приходится две трети производства органического молока в Великобритании, в настоящее время уходит на экспорт.
“Молочная продукция – это определенно хит органического сектора, – говорит аналитик молочного рынка Финн Коттл. – Мы по-прежнему очень сильно зависим от розничной торговли в некоторых сегментах рынка, таких как молоко и сыр, но раскрученные бренды помогают напоминать людям о пользе органической продукции каждый день”. “Успех крупных молочных брендов в этой сфере дает повод для оптимизма и органическому сектору в целом, – полагает аналитик розницы Клайв Блэк. – На мой взгляд, органические продукты питания имеют все шансы на постоянный рост популярности – ведь при конкурентоспособной цене, они дают неизмеримо лучший вкус и больше пользы для здоровья”.
С точки зрения маркетолога, главными объектами продвижения для органических производителей должны стать методы производства продукции, возможно место, откуда она родом и экологичность подхода в целом. Молочные фермеры, такие как Хэйден, которые реализуют все свое молоко частным покупателям, на этой волне смогут наконец выйти за рамки этой ниши, считают эксперты. (milknews.ru/Пищепром Украины и мира)