Несмотря на то, что в настоящее время ГМ-растения активно выращиваются в Южной и Северной Америке, руководители европейских и многих азиатских стран пока что не могут найти в себе достаточно политической решимости, чтобы согласиться с научно обоснованной необходимостью производства ГМ-растений и позволить их выращивание на своих территориях. Однако, первые признаки того, что ситуация меняется, уже начали появляться.
В Индии до недавнего времени действовал двухлетний мораторий на выращивание ГМ-растений (который, впрочем, не касался выращивания ГМ-хлопка, широко практиковавшегося по всей стране). Следует отметить, что этот мораторий был введён после попыток некоторых компаний внедрить выращивание на территории страны ещё одного ГМ-растения – Bt-баклажана. В этот же период противники ГМ-технологий начали активную кампанию (впрочем, не основанную ни на каких разумных доводах) в прессе по обвинению инициаторов выращивания ГМ-хлопка – главные аргументы которой заключались в том, что разрешение на выращивание Bt-хлопка на территории Индии и последовавшие затем неудачи с его выращиванием привели к увеличению количества разорившихся фермеров и, в конце концов, к росту числа самоубийств среди них. В конце концов, противники ГМ-технологий заставили индийские власти всерьёз задуматься над всеми положительными и отрицательными аспектами внедрения биотехнологий в стране. В этот период и противники, и сторонники внедрения новых технологий провели несколько исследований и выдвинули множество аргументов как за, так и против – пока, в конце концов, в марте индийское правительство определило свою позицию в вопросе ГМ-технологий и сделало заявление о том, что не возражает против выращивания генетически модифицированных растений – в случае, конечно, если они пройдут необходимые тестирования.
Министр сельского хозяйства Индии Шарад Павар заявил, что научные полевые испытания ГМ-растений будут разрешены в течение ближайших нескольких месяцев. Он также сказал, что Комитет по Генной Инженерии (GEAC), индийская правительственная организация, ответственная за контроль над вопросами выращивания ГМ-растений на территории страны, в ближайшем времени снова включится в работу, и, таким образом, двухлетний период отсутствия каких-либо решений по возможности использования ГМ-культур в Индии, наконец-то завершится. Шарад Павар заявил: “Биотехнологии несут в себе большой потенциал повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Правительство поддерживает использование как биотехнологий, так и других передовых технологий, направленных на развитие сельского хозяйства и, соответственно, поддерживает проведение полевых испытаний ГМ-культур – но только в том случае, если эти испытания проводятся в соответствии с существующей системой контроля за испытаниями каждого вида этих культур”. Министр также сказал: “Нагрузка на землю будет только возрастать. Ведь нам приходится обеспечивать всё возрастающий спрос на пищевые зерновые, фрукты и овощи – а площадь возделываемых земель при этом будет оставаться всё тою же. Поэтому нашей главной задачей является повышение урожайности – и в этой связи применение биотехнологий просто необходимо”.
Что касается Китая, то следует отметить, что в настоящее время единственными ГМ-культурами, разрешёнными к выращиванию в этой стране, являются хлопок и папайя. В то же время, Китай импортирует большие количества кормов и пищевых продуктов, произведённых из ГМ-культур, при этом в наибольшем количестве завозятся генетически модифицированные соевые бобы (из США, Аргентины и Бразилии). Во время недавнего Съезда Всекитайского собрания народных представителей в Пекине, Министр сельского хозяйства Китая Хан Чангфу высказал своё мнение о ГМ-культурах: “ГМ-культуры – это положительное явление. ГМ-культуры не подвержены поражению вредителями и при этом не причиняют вреда людям. Я сам постоянно употребляю в пищу ГМ-продукты. Сельскохозяйственные биотехнологии – это сегодня пока что ещё новое явление, и неудивительно поэтому, что многие люди обеспокоены и напуганы. Но сейчас уже наступило время узнать правду об этих технологиях и согласиться с необходимостью их использования”.
В Китае критики внедрения ГМ-растений в производство утверждают, что генетические изменения чужеродны для структуры растения, значительно снижают его питательную ценность и несут в себе потенциальную опасность для конечного потребителя. Принимая во внимание, что в китайском обществе постоянно циркулируют и муссируются слухи, связанные с вопросами еды и питания, опасения критиков ГМ-технологий в глазах китайского общественного мнения представляются вполне обоснованными… Не следует также забывать, что споры о допустимости внедрения ГМ-технологий ведутся сегодня в Китае на фоне такого явления, как активная урбанизация, сопровождающаяся принудительным изыманием сельскохозяйственных земель и массовыми социальными волнениями.
Естественно, китайское правительство хорошо осознает эту проблему, как и то, что подобное развитие событий может поколебать его власть. Вопрос продовольственной безопасности был даже поднят Премьер-министром Китая Ли Кэцяном в его выступлении на открытии 12 сессии Съезда Всекитайского собрания народных представителей. Он заявил, что обеспечение продовольственной безопасности страны является сегодня одной из главных целей правительства. “Мы будем улучшать качество обрабатываемых земель, повышать производительность сельскохозяйственных культур и обеспечивать самодостаточность страны в зерновых культурах – и, таким образом, сможем полностью обеспечить продовольствием 1.3 млрд. китайских граждан”, подытожил премьер-министр. Появляющиеся сегодня в китайских СМИ сообщения позволяют делать вывод о том, что, принимая во внимание как заинтересованность Китая в усилении своей продовольственной безопасности, так и недавнее заявление премьер-министра, китайское правительство теперь откроет “зелёную улицу” выращиванию ГМ-культур на территории всей страны. (Крестьянские ведомости/Пищепром Украины и мира)