Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) наложил штраф в 1 млн. грн. на компанию “САН ИнБев Украина” за нарушение законодательства по защите от недобросовестной конкуренции. Об этом на выездном заседании временной административной коллегии комитета в Запорожье сообщил госуполномоченный Сергей Шершун. По его словам, прошлым летом компания проводила акцию “Лови волну свежести” при продаже пива “Чеzz”. По ее окончании акционная продукция все еще оставалась на полках магазинов, и нигде на видимых поверхностях бутылки не было сказано о завершении акции. Эту информацию можно было узнать, только купив товар и оторвав этикетку. По мнению АМКУ, такие действия компании являются нарушением: потребители могли приобретать продукцию только ради акции, не зная, что она уже завершилась.
Сама по себе продажа акционной продукции после окончания акции не считается нарушением, но при этом на товарах должно быть четко указано, что покупатель больше не сможет участвовать в розыгрышах. Аналогичное нарушение было зафиксировано со стороны компании “Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед” в августе 2012 г. Тогда акционные бутылки Сoca-Сola Light продавались в розничных сетях черкасских супермаркетов “Сильпо”, “Квартал” и “Фреш маркет” по окончании действия акции “125 лет Кока-Кола создана дарить радость”. При этом условия и сроки действия акции были указаны на обратной стороне этикетки, а прочесть их можно было, только оторвав обертку. Надпись “Правила на обратной стороне” была напечатана шрифтом белого цвета на серебристой этикетке, что, с точки зрения АМКУ, усложняло восприятие этой информации потребителем.
Нарушение компании “САН ИнБев Украина” вряд ли было умышленным – в нем нет коммерческого смысла. Скорее всего в компании просто невнимательно отнеслись к разработке дизайна, считает руководитель отдела аналитики и рыночных исследований компании Efes Ukraine Андрей Серов. “Для пивоваренных компаний использование разнообразных акций характерно – потребители крайне редко сохраняют стопроцентную лояльность одному бренду, обычно они выбирают между тремя-четырьмя, и каждая компания пытается мотивировать их выбирать свое пиво”, – отмечает он. А “Чеzz” к тому же относится к сегменту молодежного пива, продажи которого сейчас сокращаются, и особенно нуждается в маркетинговой поддержке, добавляет господин Серов.
В прошлом году “Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед” признала нарушение и заплатила штраф, но в том случае он был на порядок меньше – всего 100 тыс. грн. “В последнее время наблюдается тенденция увеличения размера штрафов АМКУ за распространение информации, вводящей в заблуждение”, – отмечает партнер юридической компании Arzinger Тимур Бондарев. По его словам, теперь у “САН ИнБев” есть два месяца, чтобы подать в АМКУ заявление о проверке решения либо обжаловать его в судебном порядке. Большинство оштрафованных поступают именно так – в прошлом году из наложенных АМКУ штрафов на 687 млн. грн. компании согласились выплатить всего 5%. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)