Во время итогового ягодного события 2023 года под названием “Berry Market 2023”, организованного ассоциацией ягодников Молдовы «Pomusoarele Moldovei», экономист ФАО Андрий Ярмак представил оценку состояния, трендов и перспектив развития мирового ягодного рынка. По информации EastFruit, во время презентации эксперта, было озвучено сразу несколько неожиданных цифр.
В частности, большинство участников рынка были удивлены тем, что объём мировой торговли ягодами в 2021 году обогнали объём торговли бананами и продолжали удерживать преимущество в 2022 году несмотря на первое за много лет снижение объёмов экспорта. В целом же экспорт свежих и замороженных ягод по итогам 2022 года принёс экспортёрам около $13,7 млрд долларов США, в то время как торговля бананами за тот же год принесла их экспортёрам лишь около $13,7 млд. Объёмы торговли ягодами росли в среднем на 9,8% или $1,2 млрд долларов США в год – значительно быстрее чем всей категории фруктов, которая росла в среднем на 4,3% $4,5 млрд в год.
Также эксперт отметил увеличение отрыва свежей голубики от свежей земляники садовой в мировой торговле. По состоянию на 2022 год удельный вес свежей голубики в мировой торговле свежими и замороженными ягодами достиг 34%. При этом голубика впервые в 2022 году вошла в топ-5 продуктов фруктового сектора по объёму экспорта, сравнявшись по выручке от реализации с апельсинами.
«Земляника садовая свежая также сохраняет высокие позиции в мировой торговле, преимущественно благодаря ряду факторов. Прежде всего – это наиболее известная в мире ягода, которая выращивается буквально повсеместно, в то время как голубика и малина остаются для многих стран редкой экзотикой. Позитивное влияние на сохранение позиций земляники садовое в последние годы имело также ускорение селекции новых сортов, которое позволило существенно улучшить вкусовые качества, внешний вид и транспортабельность ягоды. Третий важный фактор – это переход выращивания значительных объёмов земляники в закрытый грунт, что позволяет расширять сезон, снижать использование химических средств защиты растений, повышать качество и вкус ягоды», отметил Андрий Ярмак.
Он также заметил, что наиболее высокими темпами в сегменте ягоды растёт экспорт малины – он увеличивался в среднем на 20% в год в 2018-2022 годах. Для сравнения, экспорт свежей голубики рос в этот же период в среднем на 12% каждый год. «Тем не менее, объём в торговли свежей малиной по-прежнему превышает объём торговли замороженной в стоимостном измерении, потому что свежая малина является самой дорогой из массовых ягод, а цены на замороженную малину периодически опускаются до крайне низких значений», говорит Андрий Ярмак. (EastFruit/Пищепром Украины)