Тяжелый для заморозчиков сезон 2022/23 годов оставил множество неблагоприятных последствий, с которыми производителям замороженных фруктов и ягод придется входить в новый сезон. Эксперты EastFruit подробно описывали эти проблемы в таких материалах, как: «Рынок плодоовощной заморозки: почему молчат покупатели» или «Обзор рынка замороженной малины ЕС – остановится ли свободное падение цен?».
Вероятно эти обстоятельства окажут очень весомое влияние на тенденции рынка в новом сезоне. Поэтому сейчас нам важно оценить то, какими могут быть последствия и как это повлияет на формирование объёма рынка и цен на плодоовощную заморозку в сезоне 2023/24 годов.
Финансовая истощенность производителей замороженной ягоды
Денег нет, а сезон уже совсем близко. За что покупать сырье, оплачивать текущие расходы и заработную плату?
Большие финансовые потери связанные с рыночными колебаниями на протяжении уходящего сезона привели к тому, что многие заморозчики не имеют достаточного количества денежных средств для того, чтобы начать новый сезон. Более того, до сих пор у европейских клиентов есть задолженности перед производителями, по которым они не могут рассчитаться по разным причинам.
Также не стоит забывать, что кризис коснулся многих сфер, и банковская система не является исключением. В этом случае кредитование может не стать выходом из сложной финансовой ситуации. Во-первых, у многих компаний уже есть кредиты, и новые им, возможно, банки не согласуют. Во-вторых, условия выдачи кредитов и размер процентных ставок за год существенно выросли, что обязательно повлияет на формирование себестоимости готовой продукции и, возможно, сделает экономически нецелесообразным закупку отдельных видов сырья.
Многие фермеры в плодоовощном секторе не пользуются кредитами, поэтому далеко не все понимают, как сильно влияет стоимость денег (т.е. уровень ставки по кредиту), на бизнесы, где средства замораживаются на длительное время, одним из которых является плодоовощная заморозка. Чем выше стоимость денег, тем меньшую цену сможет заплатить заморозчик фермеру за его малину, землянику садовую, сливу, абрикос, цветную капусту или другое сырье.
Чтобы не быть голословными, приведём динамику ставок рефинансирования Европейского Центробанка, который напрямую влияет на стоимость кредитов в евро и динамику ставок Федеральной Резервной системы США в долларах с начала сезона 2022/23 до сегодняшнего дня.
Как видим, с июля 2022 года ставка рефинансирования по евро выросла в 7,5 раз! До этого она не менялась с 2019 года и была и вовсе нулевой!
В долларах ситуация ещё хуже – с марта 2022 года ставка рефинансирования ФРС выросла в 10 раз!
Увы, цепочка неразрывна: для того чтобы купить сырье и начать работать, производителю плодоовощной заморозки нужны средства. Соответственно, если деньги дорогие, то переработчик должен либо снижать цену на сырьё, либо ожидать роста цены на готовую продукцию. А, как мы уже показывали в публикациях, упомянутых в начале материала, цены на все виды фруктово-ягодной заморозки за прошедший сезон резко упали. Поэтому, даже без роста затрат на привлечение кредитов, заморозчикам и так бы пришлось снижать цены на сырьё в этом сезоне.
Естественно предположить, что фермеры не захотят продавать продукцию дешевле, чем годом ранее, если, конечно, у них будет выбор в виде альтернативных рынков сбыта. Также логично предположить, что объёмы закупки сырья заморозчиками могут снизиться. Время покажет, однако, пока что оба этих фактора являются негативными с точки зрения формирования цены на сырьё.
Наличие остатков готовой продукции
Этот фактор также является негативным, причём в первую очередь с точки зрения финансов, а уже во вторую – с точки зрения логистики.
До сих пор не проданная замороженная продукция – это, конечно, замороженные денежные средства. То есть производитель купил сырье, потратив деньги, заморозил и упаковал, потратив деньги, и хранит в низкотемпературном складе, продолжая тратить деньги без точного понимания когда и за какую цену эта продукция будет продана. Деньги заморожены уже год и себестоимость сырья продолжает расти, а результата пока нет. Кстати, не стоит забывать, что эти деньги также имеют стоимость, потому что на них растут банковские проценты, которые также приходится возвращать.
Откуда в этом случае взять деньги на закупку сырья в новом сезоне и его переработку? Но это финансовый аспект, а есть ещё и логистический.
Вместе с замороженными средствами готовая продукция также занимает место на складе, на котором не получится разместить новую продукцию. А значит, производитель вынужден планировать сокращение объёма заморозки на объём нереализованных остатков нереализованной продукции.
Вообще нужно для начала понять причины, по которым та или иная продукция всё ещё находится на складе. Какой размер рынка этой продукции в условиях кризиса, и какая целесообразность заготавливать то, на что на рынке за целый год не нашлось покупателя?
Эти факторы приводят производителей к нерешительности в планах относительно заготовки продукции на новый сезон. В случае, если производители будут по объективным причинам предлагать низкие цены и отсрочки с оплатами, другими словами «медлить» – сезон может быть упущен или недоработан согласно мощности производства. А не стоит забывать, что для производственных предприятий одним из самых важных факторов экономической целесообразности работы является максимальная загрузка мощностей предприятия.
На фоне этого сейчас производители активно собирают информацию по ожидаемой урожайности фруктов и ягод в странах-конкурентах. Именно поэтому на рынке появилась определенная активность на фоне слухов о плохом урожае абрикоса, да и косточковых фруктов в целом.
Участники рынка также активно обсуждают ситуацию с ягодами, в частности, с остатками малины и черники на складах. Все держат руку на пульсе, анализируют рынок и пытаются реагировать в текущем режиме на поступающую информацию.
Сезон 2023/24 гг. станет ещё одним периодом неопределенности и адаптирования под быстроменяющийся рынок. Сегодня именно покупательная способность конечного клиента диктует вектор движения рынка. (EastFruit/Пищепром Украины)