«Казахстан исторически получает очень много сырья и упаковки из Китая. Причем если в России цена на упаковку росла, то в Китае – ни на цент, но получить ее было проблематично, – председатель совета директоров «Шин-Лайн» Дмитрий Докин рассказывает о логистическом коллапсе, который случился в прошлом году и особенно задел Азию, а вместе с этим – и производителя мороженого. – Сырье и упаковка простаивали в транспортных пробках в КНР. Вместо трех недель иногда мы ждали месяц, два, три. Например, контейнер с печеньем шел к нам полгода». Сейчас, по словам спикера, пробки стали меньше, однако они все еще есть, поэтому проблемы с поставками из Поднебесной пока сохраняются».
Трудности с поставками теперь есть и со стороны России, хотя и «по несколько другим причинам». «Мы используем много европейского сырья. Идти через Российскую Федерацию оно не могло, поэтому шло в Казахстан через Польшу, Болгарию, Румынию, Турцию, Азербайджан», – поясняет спикер, как удлинились логистические цепочки в этом году. Пришлось, по его словам, срочно искать замену в Турции и Иране.
Кроме того, проблемы возникли и с получением запчастей из России: зарубежные производители оборудования перестали пополнять склады на территории РФ. «У нас основное оборудование – из Дании, Германии, Италии и Польши. Все четыре компании-производителя отказались поставлять запчасти в Россию. Склады с запчастями в России закрыты, мы теперь должны доставать их из Европы», – поделился проблемами спикер.
Упаковку компания закупает не только в Китае и немного в Корее, но и в России. Многие российские производители упаковки, продолжает Дмитрий Докин, перестали получать материалы и запчасти. «Например, лаки, краски, закрепители они получали комплектно, теперь – нет. Мы искали замену. С лаком, например, замену найти удалось, но не совсем [такую, какую хотелось бы]», – говорит спикер, показывая упаковку мороженого, выпущенного к сезону, на которой нет привычного блеска. – Сейчас этот вопрос мы решили, но какое-то время на рынке было вот так».
На фоне проблем с упаковкой, по мнению Дмитрия Докина, самое время расти казахстанским упаковщикам, но это не самая популярная сфера бизнеса в Казахстане. «В России есть несколько производителей упаковки – в Омске, Новосибирске, Казани, Москве, Санкт-Петербурге. В Казахстане – нет, – говорит собеседник. – Вот, например, литровые контейнеры с крышкой, в которую «впаяна» этикетка. Достаточно сложная технология, но таковой она была в 1990-х, в 2000-х ее научились делать. Сейчас такую упаковку производят даже не в самом Новосибирске, а в райцентре в Новосибирской области. Мы берем в Омске, это ближе всего к нам. Почему этого нет в Казахстане – не понятно».
Вместе с тем, как рассказал Дмитрий Докин, в Алматы из Уфы переезжает компания, которая занимается роботизацией маркировки. Внутри Казахстана маркировка продукции не нужна, но для экспортных рынков Россия и Беларусь до сих пор ее требуют. Устанавливать роботы очень дорого. «И вот есть уфимская компания, работающая в этой сфере, она закрыла производство в России, потому что партнер из Германии отказался поставлять ей роботы для автоматизированной линии. И компания переносит производство к нам, мы ей даже сдали в аренду помещение, где будут сидеть инженеры. Для нас это тоже очень удобно – иметь таких специалистов рядом, потому что роботы – штука сложная», – рассказал собеседник.
Сырье, которое можно получить в Казахстане, – это молоко, но оно в последнее время сильно подорожало. В период сезонной нехватки внутри страны компания закупает этот продукт в Кыргызстане – там, в Бишкеке, у нее есть собственная фабрика, на которой также делают масло и сухое обезжиренное молоко, и алматинский производитель может брать эти ингредиенты оттуда. Но компания не может обеспечить себя полностью, поэтому что-то закупает в Беларуси. В этой стране «молочный хаб»: через брокеров, находящихся в Минске, можно купить продукцию из «молочных стран» – самой Беларуси, а также Польши, Литвы, Латвии.
Сырье, с которым возникает много проблем, – шоколад. Для производства мороженого нужны шоколадные глазури, соусы, спреи и несколько видов шоколада, который используют в разных целях, и потому он должен обладать разными свойствами (например, для мороженого в обсыпке требуется более липкий шоколад – чтобы печенье налипало). Шоколад компания закупала через Россию, но некоторые зарубежные производители прекратили работать через эту страну. «Например, отказалась от поставок ирландская компания, и нам теперь нужно возить шоколад из Ирландии. Сама компания никогда не поставляла напрямую в Казахстан, и там не знают, как это делать», – поясняет председатель совета директоров.
Производитель мороженого столкнулся и с «сахарной» проблемой: в период ажиотажа и нехватки этого продукта на казахстанском рынке российский сахар пришлось заменить индийским. «Мы разговаривали с одним из производителей напитков, искали решение, и вот они нам посоветовали этот сахар. Потом и у них, и у нас начал этот сахар горчить…» – вспоминает Дмитрий Докин.
Россия, считает он, закрыла экспорт сахара, в том числе в Казахстан, при отсутствии дефицита на внутреннем рынке. В этот момент Индия сориентировалась и заявила, что умеет делать сахар. Но проблема в том, что сладкий песок, произведенный в этой стране, не стандартизирован. Поэтому производителю мороженого приходилось экспериментировать с его использованием: при разном качестве нужно вносить разное количество этого ингредиента в продукт, притом что сахар – это достаточно большая составляющая в мороженом. Сейчас проблема с сахаром решена: с 1 сентября его можно завозить в Казахстан из России.
Если говорить о казахстанском рынке, то на нем меняется расклад сил. Ушла принадлежащая Unilever российская компания «Инмарко», она, по словам спикера, была у нас в тройке лидеров. Ее заменил турецкий производитель, входящий в ту же международную корпорацию. Однако занять место «выбывшего игрока» он не может, поскольку в Турции иное потребление: там не производят пломбир и мороженое в стаканчиках и исторически развивают другие категории. Кроме того, компания Nestle убрала из продажи в РК несколько брендов. «Это сильно изменило казахстанский рынок», – констатирует Дмитрий Докин.
В целом он считает, что рынки Казахстана и России сложнее переживают возникшие в период пандемии и в этом году сложности, рынок Беларуси «лучше справился со всеми невзгодами». Шоковыми месяцами собеседник называет март и апрель, сейчас рынок «оправляется». Низкие показатели – на внутреннем рынке, согласно официально статистике, за полгода произвели на 17% меньше мороженого в натуральном выражении, чем годом ранее – он связывает с выросшими ценами (плюс 30-50% сверх удорожания прошлого года), проблемами с поставками и тем, что некоторые производители на фоне этого мороженое не выпускали. «Ситуация выровняется, многие шоки первого полугодия нивелируются во втором полугодии этого года. Потребители привыкнут к ценам, производители найдут альтернативные варианты поставок. Но вопрос в том, какие коллапсы могут еще произойти», – рассуждает собеседник.
Рассказал Дмитрий Докин и об экспортных интересах компании, которую он представляет. Один из привычных, помимо России, для нее рынков – Монголия. Производитель ищет для себя возможности и по другим направлениям. Не так давно начались продажи в Азербайджане, идут переговоры о дистрибуции в Грузию. Есть планы и на Восточную Европу, но для экспорта туда необходим так называемый еврономер. Его компания планирует получить для новой фабрики, которую строит в селе Байсерке близ Алматы, – ее будут сертифицировать по европейским стандартам. Однако это процесс небыстрый, занимает год-полтора. В России, приводит спикер пример, из 124 производителей только двое имеют еврономер.
Интерес представляет рынок Ирана, где «большое население и люди любят сладкое». Но сейчас там есть заградительная пошлина – 55%. «Ведем диалог на эту тему с нашим Минсельхозом. Если удастся убрать пошлину, тогда, возможно, мы первыми туда зайдем», – говорит собеседник.
Еще один привлекательный для казахстанского производителя рынок – это ОАЭ. Но, по словам Дмитрия Докина, там возникает вопрос халал. Для того чтобы получить сертификат, нужно, чтобы все ингредиенты, которые используются в производстве, соответствовали стандарту. Это приведет к повышению себестоимости продукции для всех рынков. ОАЭ смогут «переварить» более высокие цены, но смогут ли это сделать другие рынки? «Мы пока не можем понять, стоит ли ради рынка Эмиратов переходить на этот стандарт. Это зависит от того, сколько мы сможем туда продавать», – поясняет спикер. Но вместе с тем, добавляет он, продавать в ОАЭ выгодно и прибыльно со всех точек зрения: там высокая покупательная способность, много туристов, если человек получает в отпуске приятные ощущения от какого-то продукта, то он будет покупать этот продукт и дома. «Мы от этого рынка не отказываемся, просто идем к нему осторожно, просчитывая каждый шаг», – заключает Дмитрий Докин. (DairyNews.today/Пищепром Украины)