Урожай яблок в Грузии в этом году, в сравнении с прошлым, будет на 50-60% выше, а цены – ниже на 10-20%, – считает директор и соучредитель крупного грузинского производителя яблок GUFruit Илья Мищенко.
В ходе первой международной онлайн-конференции «Яблочные прогнозы», организованной проектом EastFruit при поддержке FAO, EBRD, Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА), международного аналитического проекта Fruit-Inform и Федерации сельхозпроизводителей Молдовы FARM, Илья Мищенко проанализировал общую ситуацию в Грузии с точки зрения производства яблок, а также рассказал о планах своей компании.
«В 2019 году урожай яблок в Грузии был на уровне 44 тыс. тонн, это на 47% ниже показателя предыдущего года. Свою роль сыграл фактор периодичности плодоношения, кроме того, в Горийском районе – крупнейшем в стране производителе яблока, прошло несколько сильных градов, которые уничтожили до 80% урожая. В этом году погода более благоприятная, и если все так и продолжится, то, думаю, урожай составит 65-70 тыс. тонн, что на 50-60% процентов больше, чем в прошлом. Достаточно неплохо перезимовали сады и непосредственно нашей компании. Хочу отметить, что мы работаем над достижением более равномерного по годам плодоношения, в частности, используем технологию прореживания, и это уже дало неплохие результаты. Урожай компании в 2019 году был ниже предыдущего всего на 20%, а в этом году мы ожидаем рост на 30%.
Если говорить о ценах на яблоки, то в 2019 году они были выше, чем в 2018 году, а в завершении сезона, в марте-апреле этого года – выше на 70%, что, конечно, было очень приятно. То есть, те производители, которые смогли сохранить урожай до весны, реализовывали свою продукцию по цене $1-$1,3 за кг. Уверен, что тенденция роста цен на грузинское яблоко весной сохранится и в этом году. Так что, одна из важнейших задач, стоящих перед грузинским производителем – вырастить такое яблоко, которое при должных условиях хранения продержится в хорошей кондиции до марта следующего года. Средние цены на яблоко в предстоящем сезоне, в сравнении с уже завершившимся, с учетом всех факторов, на мой взгляд, будут ниже на 10-20%», – заявил Илья Мищенко.
Что касается реализации грузинского яблока, то, по мнению директора GUFruit, на данном этапе наиболее оптимальным является акцент на внутренний рынок. «Нужно смотреть правде в глаза: большинство грузинских агропроизводителей пока не научились производить продукт экспортного качества (не говоря уже об упаковке). На мой взгляд, сначала нужно завоевать местный рынок, а потом уже думать о большем. Кроме того, на грузинском рынке – неплохие цены на яблоко хорошего качества», – сказал он.
Приоритетным внутренний рынок в этом году будет и для самой компании GUFruit. Впрочем, она не исключает экспорта в Россию в начале сезона. «Наши сады находятся на юго-востоке Грузии, и в отношении начала сбора у нас есть двухнедельная фора даже в сравнении с Горийским районом, не говоря уже о России. Если российские компании заинтересуются, а мы опережаем Краснодар на 3-4 недели, возможно, мы отправим на этот рынок несколько партий в начале сезона», – отметил учредитель компании.
Говоря о весенних работах в яблоневых садах, Илья Мищенко выразил благодарность грузинским властям за поддержку фермеров в условиях ограничений, введенных в стране из-за пандемии Covid-19. «Коронавирус разразился в самое важное для садоводов время, но в Грузии не «закручивали гайки» без оглядки на агросектор. Например, сад нашей компании подпал под зону жесткого карантина, но благодаря своевременной реакции властей, как местных, так и центральных, все было организовано так, что мы смогли провести в саду все необходимые агрооперации. В плане реакции властей Грузия справилась с этой ситуацией на отлично. А сейчас в стране началось немало новых программ в помощь фермерам. В Грузии ощущается реальная поддержка агросектора», – подчеркнул он.
Компания GUFruit учреждена в 2012 году. Угодья компании включают 33 га яблоневых садов в Болнисском районе (регион Квемо Картли, Восточная Грузия). (АПК-Информ/Пищепром Украины)