Узбекские садоводы и представители оптовой торговли за последние годы совершили невероятный рывок в вопросах производства, хранения и доработки яблок, а также других фруктов и овощей. Это позволило не только насытить внутренний рынок качественной продукцией по доступной цене, но и увеличить экспортную выручку страны.
Сейчас конец июня, в Узбекистане температуры воздуха доходят до 40 градусов по Цельсию, однако в оптовой торговле по-прежнему присутствует узбекское яблоко, убранное осенью 2018 года, и цены на него сравнительно невысоки. Фермеры продают такое яблоко по 40-45 центов США за кг крупным оптом без упаковки, а на оптовых рынках оно стоит от 50 до 70 центов США за кг. Параллельно, на рынке уже есть яблоко раннее, которое по диаметру уже достигает размеров прошлогоднего, и продаётся оно ещё дешевле.
Ещё семь лет назад, интенсивные яблочные сады в Узбекистане были в диковинку и практически не было современных хранилищ для фруктов и овощей. В это время цены на яблоко уже к концу календарного года резко вырастали, а весной на рынке оставалось только импортное яблоко в очень небольших объёмах. При этом продажи такого яблока были мизерными, поскольку цены на него превышали $3-4 доллара США за кг, что было за пределами доступности для большинства местных жителей. К маю-июню, как правило, на рынке не было качественного прошлогоднего яблока вообще, и потребители его даже не ожидали.
В то время, по оценкам аналитиков EastFruit, мощность холодильников для хранения фруктов и овощей по всей стране едва достигала 40-60 тыс. тонн, и это были преимущественно старые неэффективные холодильники. На данный момент оценка мощностей по хранению фруктов колеблется в пределах от 750 тыс. тонн до 900 тыс. тонн единовременного хранения, по самым разным оценкам, и основная часть из этих холодильников построена с применением современных технологий. В частности, в Узбекистане уже немало фруктохранилищ, построенных по технологии регулируемой газовой среды (РГС) самых разных её конфигураций, таких как ULO, CA, DCA и т.п.
Эксперты по строительству хранилищ для фруктов и овощей отмечают, что очень многие из них построены с серьёзными просчётами: отсутствие рамп, неэффективная теплоизоляция и холодильное оборудование, неверная разбивка на камеры, некачественные двери, отсутствие герметичности и т.п., однако, на данном этапе, очень важно, что худо-бедно, но эти холодильники позволяют продлевать и сохранять качество выращенной продукции значительно дольше, чем ранее.
А это, в свою очередь, создаёт предпосылки для закладки новых садов. И это сейчас активно происходит. В частности по яблоку, с 2010 года было заложено очень много новых садов. Ежегодно с 2010 года закладывалось в среднем не менее 10 тыс. гектаров новых садов, из которых, на первом этапе, более половины приходилось на яблоки. С 2015 года процент яблоневых садов в новых насаждениях начал снижаться в пользу черешни, абрикоса, сливы, персика, нектарина и других косточковых культур, однако рос и технологический уровень новых садов, потому что цены на яблоко начали падать.
Кстати, о том, почему дальнейшее расширение производства яблока в Узбекистане может привести к убыткам для узбекских фермеров, в прошлом году в своём блоге писал Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
В этом блоге он говорит, что перепроизводство яблок может затронуть фермеров Узбекистана уже в 2020 году. Однако уже сейчас очевидно, что многие фермеры, выращивающие яблоко, продают его значительно дешевле, чем планировалось изначально.
Кстати, интересно отметить, что сейчас, не смотря на рост производства, растёт и импорт яблока в Узбекистан. Основные объёмы импорта приходятся на зимний период, а главным поставщиком остаётся Кыргызстан, хотя есть поставки яблока в Узбекистан также из США, Польши, Китая, Франции и Италии.
Тем не менее, экспорт яблока растёт быстрее, чем импорт и Узбекистан остаётся нетто-экспортёром этих фруктов. При этом экспортируется почти исключительно раннее яблоко в июле-сентябре в Казахстан, Россию и Кыргызстан. Однако большинство новых современных садов направлено на выращивание яблока более поздних сортов, и вот это яблоко уже идёт на местный свежий рынок.
Таким образом Узбекистан смог обеспечить собственное население свежим и доступным по цене яблоком в течение 12 месяцев в году, ведь прошлогоднее яблоко хорошо хранится даже до конца июня, когда на рынок массово выходит яблоко ранних сортов нового урожая. Потребители, конечно, счастливы, ведь теперь у них есть выбор – купить в мае и июне яблоко, абрикос, черешню, ягоды или может всё стразу. Однако многие садоводы совсем этому не рады – ведь посадили сады, вложив в каждый гектар от 20 до 40 тыс. долларов и построили для этого хранилища, линии сортировки и доработки, в которые тоже вложили миллионы долларов, рассчитывая на продажу яблока весной по 2-3-4 доллара за кг, а получают уже сейчас за него в 5-10 раз меньше.
Также садоводы Узбекистана жалуются, что они никогда практически не достигают обещанной поставщиками саженцев яблони урожайности. Бизнес-планы были просчитаны на урожайность от 50-60 тонн с гектара, а по факту очень редко кто получает более 40 тонн. Также есть большие проблемы с окрашиванием яблока красных сортов в условиях Узбекистана, что негативно влияет на цену реализации продукции.
В этих условиях узбекским садоводам, имеющим яблоневые сады, стоит сосредоточиться на улучшении качественных параметров и продуктивности производимого яблока. Часто плохие показатели урожайности и качества обусловлены огрехами в технологии выращивания, которые всё ещё можно исправить. Это позволит повысить рентабельность бизнеса и упростить реализацию в условиях дальнейшего усиления конкуренции на рынке. Ведь не исключено, что низкий уровень цен на яблоко сезона 2018/19 годов будет казаться высоким уже в новом сезоне. (АПК-Информ/Пищепром Украины)