Украина обновила рекордный показатель экспорта замороженных фруктов. По итогам 2023 года он составил 87 тыс. тонн. Выручка от их реализации на зарубежных рынках составила $132 млн, пишет SEEDS.
Основное место среди замороженных плодов занимают разные ягоды. Товарная структура экспорта данной подгруппы в прошлом году привычно была сформирована замороженной малиной (около 46 тыс. тонн), черникой (27 тыс. тонн), ежевикой и шелковицей (3 тыс. тонн), земляникой и клубникой (3 тыс. тонн), сообщает Украинская ассоциация аграрного экспорта (УААЭ).
Ключевым рынком сбыта замороженных ягод и других плодов украинского производства снова стал Евросоюз, доходы от продаж в который в 2023 году составляли $124 млн или 94% от общих. Страны, в прошлом году принесшие наибольшую выручку украинским профильным экспортерам:
Польша – $50 млн,
Германия – $17 млн,
Италия – $12 млн,
Чехия – $10 млн,
Австрия – $7 млн,
Литва, Бельгия и Франция — по $5 млн.
Однако, как отмечают в УААЭ, проблемой поставок замороженных плодов стало уменьшение общей экспортной цены. Если в 2022 году она в среднем составляла $2281/тонн, то в 2023 году снизилась до $1519/тонн.
Что касается экспорта свежих ягод, то за прошлый год он увеличился количественно и по стоимости – фактически 5 тыс. тонн на сумму почти $18 млн. Здесь наибольшие объемы продаж на внешние рынки пришлись на голубику (3,6 тыс. тонн) и малину (0,6 тыс. тонн).
В 2023 году экспорт украинских свежих ягод в страны ЕС также решающе повлиял на итоговые доходы, обеспечив валютные поступления в сумме $14 млн, то есть около 80% от общего.
Наша малина в прошлом году пользовалась наибольшим спросом в Польше (свыше 0,3 тыс. тонн) и Нидерландах (0,2 тыс. тонн). В то же время главными рынками сбыта голубики стали: Польша – 0,9 тыс. тонн; Нидерланды – 0,8 тыс. тонн; Германия – 0,4 тыс. тонн; Великобритания – 0,4 тыс. тонн; Грузия – 0,3 тыс. тонн; Молдова – 0,3 тыс. тонн; Испания – 0,3 тыс. тонн. Средняя экспортная цена малины составила $1044/тонн, а голубики – $4481/тонн.
«Диверсификация экспорта в виде свежих и замороженных ягод создает лучшие возможности для украинских отраслевых компаний на международном рынке, поскольку в случае возникновения неблагоприятных ценовых тенденций в одном из сегментов его по крайней мере частично можно заменить другим или отсрочить продажи в случае наличия продукции, которая сохраняется длительное время», – считают в УААЭ. (EastFruit)