По информации аналитиков EastFruit, во время одного из крупнейших в мире ягодных форумов Global Berry Congress, который проходит сегодня в Роттердаме, Нидерланды, беспрецедентно много внимания уделялось прогрессу Украины в ягодном бизнесе. Несмотря на продолжающуюся военную агрессию со стороны россии, украинские компании продолжали наращивать присутствие на мировом рынке ягод.
В частности, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрий Ярмак в своей презентации: «Марокко, Египет и Украина – прорывные участники мирового ягодного рынка» отметил, что Украина по итогам предыдущих пять сезонов стала наиболее быстрорастущим экспортёром ягоды среди всех стран мира, входящих в топ-20 на конец 2022 года.
«Экспорт ягод из Украины в 2018-2022 годах рос в среднем на 25% каждый год, преимущественно за счёт увеличения экспортных отгрузок замороженной малины. Однако и голубика в последнее время начала вносить свою лепту в этот процесс, что позволяет Украине ежегодно продвигаться вверх в рейтинге крупнейших экспортёров ягод в мире», — говорит Андрий Ярмак.
При этом в своём выступлении он отметил и огромные проблемы, которые есть у Украины в развитии ягодного бизнеса. В частности, по словам эксперта ФАО, около $100 млн долларов США Украина оставляет Польше, что позволяет последней удерживать ведущие позиции в экспорте свежих и замороженных ягод, дорабатывая и реэкспортируя украинскую ягоду. При этом Украина продолжает продавать ягоды по самой низкой цене на рынке, в то время как при определённых маркетинговых усилиях и незначительных инвестициях в технологии, учитывая уникальные агроклиматические условия выращивания, могла бы продавать эту продукцию по премиальной цене.
«Украинскому ягодному бизнесу сейчас точно бы не помешали эти $100 млн долларов. Это позволило бы Украине снизить зависимость от одного крупнейшего покупателя, с которым и так в последнее время возникают серьёзные проблемы. Кстати, у Украины уже есть подобный опыт – сравнительно недавно Украине удалось очень успешно избавиться от зависимости от рынка россии, что позволило ей резко нарастить экспорт плодоовощной продукции. Дополнительные средства, которые поступят от диверсификации экспорта с минимизацией реэкспорта через Польшу, тоже помогли бы существенно нарастить объёмы и качество продукции, а с ними и рейтинги и репутацию Украины в ягодном мире», — отметил Андрий Ярмак.
Он также заметил, что в следующем сезоне у Украины будет серьёзный карт-бланш на рынке замороженной малины, потому что многие страны сократили площади под этой культурой, в то время как мировые цены оставались крайне низкими. Соответственно, интерес к малине в сезоне 2024/25 среди мировых покупателей может снова вырасти, что позволит увеличить доходы от реализации продукции. И было бы неплохо совместить этот с усилиями по диверсификации экспорта и малины, и голубики. (EastFruit/Пищепром Украины)