Аналитики EastFruit, подводя итоги сезона 2022/23 годов, обратили внимание на очень неожиданный факт на ягодном рынке. В начале прошлого сезона европейские трейдеры и садоводы обвиняли Украину в демпинге на рынке малины, считая, что украинские заморозчики продают ягоду слишком дёшево, что приведёт к неблагоприятным последствиям для их бизнеса. Однако в конце сезона стало очевидно, что действия украинских участников рынка были наиболее разумными и дальновидными. Однако расскажем обо всём по порядку.
Прежде всего, сезон 2022/23 года начался для европейских заморозчиков с хороших цен на замороженную малину – около 5 евро за кг. Ожидания были такие, что продавать эту ягоду можно будет не дешевле 4,5 евро, тем более что в предыдущем сезоне эту ягоду хорошо покупатели такие крупные импортёры, как США, Канада и Япония и по рекордно высоким ценам.
Однако для рынка стали настоящим шоком стали цены на замороженную малину, озвученные украинские заморозчиками в августе 2022 года – 3,7 евро за кг. Таким образом цена Украины оказалась на 18% ниже нижнего предела ожиданий европейских заморозчиков и трейдеров, и они приняли решения не спешить с продажами, ожидая, что цены вырастут.
Почему же Украина экспортировала малину по столь низкой на тот момент цене? Дальновидность или случайность?
«Практика показывает, что украинские экспортёры, к сожалению, всегда стараются конкурировать прежде всего по цене, а не по качеству или по эффективным усилиям в маркетинге. И это при том, что в Украине сейчас довольно много малины высокого качества, которую можно продавать не дешевле, чем малина конкурентов или даже дороже. Тем не менее, в 2022 году решение продавать ниже рынка было мудрым, дальновидным и правильным», — считает Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
«Прежде всего, в связи с вторжением российских войск в Украину и продолжающейся бомбардировке всей территории страны ракетными ударами, у украинских производителей замороженных ягод и фруктов не было уверенности в возможности длительного хранения продукции. Во-вторых, девальвировавшая гривна, позволяла, не снижая цену на сырьё в местной валюте, резко снизить затраты в евро и долларах, что создавало возможность снижения отпускной цены без снижения маржи. В-третьих, местные производители понимали, что площади под малиной расширились, и что сырья будет довольно много, поэтому продавать его лучше начинать сразу. Ну и самое главное – почти никто не ожидал дальнейшего роста цен на малину на мировом рынке, потому что они и так были высокими», — поясняет Андрий Ярмак.
В результате летом и в сентябре 2022 года Украина была практически единственной страной в Европе, которая активно экспортировала замороженную малину, в то время как главные конкуренты Украины – Сербия и Польша не спешили с продажами, выполняя лишь заранее заключённые контракты. В это время украинские заморозчики фактически зарабатывали на каждом килограмме замороженной малины ненамного меньше, чем в рекордно прибыльном для них сезоне 2021/22.
В октябре и ноябре стало очевидно, что цены на замороженную малину на мировом рынке не проявляют признаков роста, поэтому Польша и Сербия, а также другие страны-производители, попробовали активизировать продажи по «ценам Украины», однако это привело лишь к дальнейшему падению цен на эту ягоду. В это время на рынке появилось много предложений замороженной малины уже по 3,3-3,2 евро, но спрос на неё оставался минимальным. Более подробно о динамике рынка замороженной малины читайте в этом аналитическом обзоре.
Отметим, что эта цена была уже убыточной для многих производителей из ЕС и Сербии, а вот Украина при такой цене продолжала сохранять около 1,2 евро маржи на каждом килограмме, а в отдельных случаях и больше. Ведь, по нашим оценкам, средняя закупочная цена на свежую малину для заморозки в Украине в 2022 году составляла 2 евро за кг. Поэтому дальнейшее снижение цены не представляло угрозы для украинских заморозчиков. Подробнее об истории цен на сырьё и замороженную малину и прогнозе цен на сезон 2023/24 мы писали в материале «Цикличность цен на малину».
Конечно, и в Украине были и те, кто ожидал более высоких цен и не спешил с продажами. И да, многие украинские заморозчики в прошлом сезоне «прогорели» на дикорастущей чернике, тоже являющейся важнейшей статьёй доходов, но в целом ситуация у них лучше, чем у коллег из Польши, Сербии и других стран ЕС.
Какой была ситуация к началу 2023 года? В Украине запасы замороженной малины были ниже обычного, а в Польше и Сербии – рекордно высокими. Кстати, часть украинских запасов замороженной малины «перекочевала» именно в Польшу, которая ранее хорошо зарабатывала на перепродаже украинской замороженной ягоды. При этом украинские компании продолжали активно экспортировать замороженную малину в январе – марте, продав на внешние рынки рекордный для первого квартала года объём продукции.
За первый квартал 2023 года украинские компании экспортировали 9,1 тыс. тонн замороженной малины и ежевики (удельный вес ежевики в этом объём был минимальным, но в торговой статистике эти статьи не разделяются), что в полтора раза больше, чем тот же период 2022 года, когда экспорт, кстати, тоже был рекордно высоким.
Интересно, что даже в первом квартале 2023 года, когда все европейские поставщики малины работали себе в убыток, украинские компании продолжали получать прибыль от экспорта замороженной малины.
Кстати, с июля 2022 по март 2023 года экспорт замороженной малины из Украины достиг рекордных 40,6 тыс. тонн и был на 29% или 9 тыс. тонн выше, чем за тот же период предыдущего сезона. Повторимся – всё это время отрасль генерировала прибыль, хотя она и имела устойчивую тенденцию к снижению.
Лишь сейчас украинские производители, по-прежнему имеющие запасы замороженной малины, сталкиваются с проблемами её реализации «в ноль» или с небольшим убытком. Так что записывать сезон в пассив украинским заморозчикам однозначно не стоит.
А вот те польские фирмы, которые закупили в Украине малину по 3,5 евро за кг в 2022 году, надеясь заработать до тысячи евро на тонне во второй половине сезона при перепродаже, в данный момент пытаются её продавать c убытком в тысячу и более евро на каждой тонне, не считая понесенных затрат на хранение и доработку.
Для сравнения приведём аналогичную статистику помесячного экспорта польской замороженной малины. Как видим там, где Украина обновляла ежемесячные рекорды, Польша экспортировала либо рекордно низкие объёмы, либо близкие к антирекордам.
С июля 2022 года по февраль 2023 года Польша экспортировала 74 тыс. тонн замороженной малины – это рекордно низкий показатель за последние три года для этого периода времени. Экспорт был на 14% или 12,6 тыс. тонн меньше, чем годом ранее.
Логично предположить, что запасы малины в Польше на начало марта были рекордными. Однако здесь важно не упустить другой важный фактор – это фактор импорта. Мы уже много раз говорили о том, что Польша – это не только крупный производитель замороженной малины, но и крупнейший реэкспортёр. Поэтому, возможно польские компании импортировали меньше малины, раз были проблемы с экспортом?
Однако статистика импорта замороженной малины в Польшу преподносит очередной сюрприз.
Импорт замороженной малины в Польшу в период с июля 2022 года по февраль 2023 года включительно был рекордным! Он вырос на 16% или 4 тыс. тонн по отношению к тому же периоду предыдущего сезона. Более того, даже в январе-феврале 2023 года Польша импортировала рекордные объёмы замороженной малины. Кстати, импорт осуществлялся преимущественно из Украины и Марокко. Значит наше предположение о рекордно высоких запасов подтверждается?
Нет, нужно учесть ещё один фактор – урожай малины в стране. Официальная статистика Польши говорит о том, что урожай малины в Польше в 2022 году вырос на 1% до 105 тыс. тонн.
Соответственно, если внутреннее потребление малины в Польше по какой-то неизвестной причине не выросло, а это маловероятно, если учесть высокие цены на ягоду, то мы можем уверенно говорить о том, что по состоянию на начало марта 2023 года запасы замороженной малины в Польше были точно близки к рекордным и превышали показатели 2022 года приблизительно на 20 тыс. тонн.
Другими словами, если объёмы экспорта малины из Польши вырастут в апреле-июне до среднестатистических, то у Польши к началу нового урожая останется достаточно малины, чтобы экспортировать её, не производя новых объёмов, ещё полтора месяца.
Однако мы знаем, что экспорт даже из Польши в июне становится минимальным, а значит ситуация для экспортёров этой страны в мае стала критической. И эта ситуация будет давить на закупочные цены малины в новом сезоне.
Здесь нужно сделать одно очень важное замечание – часть малины, которая находится на хранении в Польше – это малина, которая по-прежнему принадлежит украинским компаниям. В бизнесе по заморозке существует практика, когда у одной компании не хватает мощностей по хранению, то она может обратиться к коллегам из другой страны помочь с хранением ягоды или фруктов. При этом, конечно же, заключается контракт на экспорт, чтобы иметь основания вывезти продукцию из страны, но, де-факто, это не экспорт.
В сезоне 2022/23 годов очень многие украинские компании, на фоне террористических атак на свою энергетическую инфраструктуру со стороны россии, использовали эту практику, потому что опасались перебоев в поставках электроэнергии. Однозначно таких случаев было много, больше чем обычно, однако мы не смогли определить удельный вес подобных «фейковых» экспортных контрактов в общем потоке экспорта. Тем не менее, можно уверенно сказать, что часть проблем, которые есть у операторов рынка из Польши сейчас – это также и проблемы украинских компаний.
Также, по словам участников рынка, хотя запасы и рекордно большие, но удельный вес в этих запасах малины высокого качества сравнительно невысокий. Однако в конце сезона эта ситуация скорее является типичной. Просто такое большое количество категорий «грис» и «крамбл» может оказать ещё большее, прежде всего, психологическое влияние на цены.
Очень подробно эта ситуация описана нашими экспертами в материале «Готов ли рынок плодово-ягодной заморозки к сезону 2023/24?». Отметим только, что это всё в значительно меньшей мере касается заморозчиков Украины, чем производителей замороженных ягод и фруктов других стран.
И если в 2023 году в Украине девальвация несколько сгладит проблему закупочных цен на малину, то в Польше впору ожидать серьёзных протестов садоводов, которые однозначно не будут рады новым ценовым реалиям рынка. Добавьте к этому растущую стоимость рабочей силы, и ситуация для польских ягодников, очевидно, становится критичной.
Кстати, ситуация с замороженной малиной в Сербии, пожалуй, ещё более сложная, чем в Польше. Ведь Сербия экспортирует малину как правило в более дорогом ценовом сегменте и в больших объёмах, чем Польша, а это значит, что здесь падение было ещё более существенным. (EastFruit/Пищепром Украины)