Структурный спад потребления свинины в Китае, вызванный изменением демографической ситуации в стране, а также проблемами со здоровьем и ростом доходов, принесет пользу отрасли морепродуктов, считает исследовательская консалтинговая компания Bu Rui Ke.
Тем не менее, фирма обнаружила, что морепродукты сталкиваются с битвой с говядиной за то, чтобы стать предпочтительным белком среди быстрорастущего китайского среднего класса с более высокими доходами.
Среднее потребление свинины на душу населения в Китае достигло пика в 42 кг на человека в 2014 году — по сравнению с 11,7 кг в 1981 году — но с тех пор эта цифра упала ниже 40 кг, несмотря на резкое падение цен на свинину после восстановления национального поголовья свиней с конца 2021 года после разрушительной пандемии африканской чумы свиней.
Свинина долгое время считалась основным белком китайской диеты и, как правило, была дешевле морепродуктов. Поскольку цена является основным мотиватором для китайских потребителей, морепродукты часто проигрывали, но корреляция между ними, похоже, стала неуловимой по мере роста среднего китайского дохода, что дало большему количеству потребителей возможность выбирать морепродукты в качестве более здорового диетического варианта.
Старение населения Китая является одной из движущих сил перехода на морепродукты, а также на говядину и курятину, согласно исследованию компании BU Rui Ke, которая выявила растущий спрос среди пожилых потребителей и городской молодежи на более здоровые белки. В 2021 году Китай потребил 9,98 млн тонн говядины, из которых почти треть была импортирована. Импорт говядины в страну в прошлом году вырос на 10 процентов в годовом исчислении до 2,34 миллиона тонн и в десять раз больше, чем в 2016 году.
Импорт морепродуктов в Китай в 2021 году составил 5,71 млн тонн — эта цифра включает в себя как ресурсы для переработки, так и продукты, не предназначенные для потребления человеком, такие как рыбная мука, что на 0,72% больше, чем в прошлом году. Экспорт морепродуктов из страны сократился на 5,62% до 3,59 млн тонн.
Не все морепродукты, импортированные Китаем, были потреблены, поскольку значительная часть импортируемых Китаем морепродуктов затем перерабатывалась и реэкспортировалась. Но среди китайского импорта морепродуктов самым быстрорастущим сегментом в 2021 году был ценный продукт для внутреннего потребления. Этому росту не слишком сильно помешали средние цены на морепродукты, выросшие на 8,8% в годовом исчислении в январе и на 4,9% в феврале, или падение цен на свинину на 41,6%, вызванное продолжающимся восстановлением национального поголовья после АЧС.
По данным Государственного совета Китая, который опубликовал свой целевой показатель в феврале 2022 года в документе под названием “Объявление о модернизации сельского хозяйства Китая в рамках 15-й пятилетки», производство морепродуктов в Китае достигло 66,9 млн тонн в 2021 году, что представляет собой рост на 2,2 процента в годовом исчислении по сравнению с 2020 годом. На долю фермерского производства приходится 53,8 млн тонн от общего объема в 2021 году. Для сравнения, план предусматривает 55 миллионов метрических тонн производства свинины к 2025 году.
Затмение свинины морепродуктами вызвало всплеск интереса к запасам морепродуктов среди многих розничных инвесторов страны, которые также наблюдали за тем, как правительство Китая приняло многочисленные меры для поддержки продолжающегося роста аквакультуры страны и операций по дальнему рыболовству.
Однако, согласно отчету Bu Rui Ke, у китайских производителей свинины есть возможность вернуть себе долю рынка, переключив внимание на продукцию с более высокой стоимостью. Свиноводческая промышленность Китая гораздо более консолидирована, чем сектор морепродуктов, что упрощает эту задачу. По словам Лю Ханьюаня, руководителя Tongwei Group, крупной компании по производству кормов для аквакультуры и аквакультуры, на десятку крупнейших китайских компаний, ранжированных по производству продукции аквакультуры, приходится всего 2 процента продукции аквакультуры в стране, однако доля рынка 10 крупнейших свиноводческих компаний составляет 12 процентов, а доля рынка 10 крупнейших птицеводческих компаний составляет 40 процентов.
Несправедливость в налоговой политике Китая мешает сектору аквакультуры достичь масштаба и стандартизировать операции, сказал Лю на Всекитайском собрании народных представителей в прошлом месяце в Пекине. По словам Лю, налог на оптовые продажи рыбы препятствует консолидации в этом секторе, что наносит ущерб отрасли морепродуктов, особенно потому, что высокоинтегрированные переработчики свинины и птицы не облагаются аналогичными налогами, поскольку они разводят своих собственных животных. (Fishretail.ru/Пищепром Украины)