Спрос на лецитины постоянно растет, особенно в странах Азии. Глобальный рынок составляет 400 тыс. т производства в год, из них 350 тыс. т – это соевый лецитин, а из этого объема только 50 тыс. т – не ГМ-лецитин. Поэтому растет спрос на лецитин из подсолнечника, не имеющего аллергенов в отличие от соевого.
По оценкам агентства Mordor Intelligence, с 2020 по 2026 гг. темпы роста рынка лецитина составят 5,5%. Так, объемы потребления лецитина в 2016 г. составили 130 тыс. т, в 2018-м – 400 тыс. т, и прогнозируемо в 2024 г. этот показатель составит более 530 тыс. т.
Основные драйверы роста – увеличение потребления фасованных и обработанных продуктов, готовых к употреблению, а также тенденции здорового образа жизни. В Азиатско-Тихоокеанском регионе приобретает популярность обезжиренный лецитин, производимый в виде порошка или гранул.
«Поскольку мощности для переработки масличных культур в Украине стремительно растут, есть и возможности для производства лецитина из разных видов сырья (сои, рапса, подсолнечника), особенно не ГМ-подсолнечника. Это шанс занять самую большую нишу в этом сегменте и стать ключевым экспортером не ГМ-лецитина», – рассказала глава оргкомитета конференции «Современные технологии соевой индустрии» Валерия Листопад.
На отечественном рынке качественный украинский лецитин отсутствует. Преобладает импортный, очень дорогой, поскольку импортная пошлина на соевый лецитин составляет 6,5%. При этом Украина экспортирует сырье для подсолнечного лецитина – подсолнечный фосфатидный концентрат, а затем из тех же стран (Европа, Индия) импортирует готовые лецитины.
Впрочем, с 2011 по 2019 год экспорт фосфатидного концентрата из Украины увеличился в 4,5 раза, а импорт сократился в 1,4 раза. Это связано с ростом спроса на мировых рынках и ростом производства.
«То есть проблема импортозависимости может быть решена. Кроме того, получение фосфатидного концентрата позволяет увеличить выход масла и снизить потери на производство рафинированного масла на 15-30$/т», – отметила Валерия Листопад.
Потенциальная емкость отечественного рынка лецитина пищевого и непродовольственного сегментов оценивается от 5 до 6 тыс. т. Это позволяет и для экспорта.
Лецитины – продукты переработки сои, подсолнечника, рапса, содержащие 85-90% фосфолипидов. Для коммерческого лецитина используют соевое масло. Сферы применения – пищевая промышленность (в качестве эмульгаторов, как пеногаситель, стабилизатор), фармацевтика, косметическая индустрия. Больше всего лецитины используются для производства кондитерских изделий, шоколада. (АгроПортал/Пищепром Украины)