Козье молоко и продукция из него в нашей стране выпускается в относительно небольших объемах – до 4 тыс. тонн, однако спрос на данную категорию достаточно устойчив. Мировой сектор растет ежегодно по 3,8% CAGR вместе с набирающим обороты трендом на здоровое питание и заботы о себе. О том, куда движется рынок козьего молока, рассказали эксперты и участники рынка.

Мировой рынок

Объем мирового рынка козьего молока оценивался Million Insights в $10,8 млрд в 2020 году и, как ожидается, достигнет $14,5 млрд к 2028 году, увеличиваясь на 4,3% в период с 2020 по 2028 год. Молоко в основном используется для прямого потребления, а также для производства детских молочных смесей.

Растущее число людей, заботящихся о своем здоровье в последнее время, будет стимулировать рост рынка, считают аналитики. Считается, что это молоко легче усваивается организмом, богато жирными кислотами и кальцием, а также обладает максимально схожими свойствами с человеческим молоком. Это стимулирует развитие индустрии производства сухих молочных смесей для детского питания.

Так, например, производитель детского и взрослого питания на основе козьего молока номер один в Австралии Bubs во втором квартале 2021 года отчитался о 56%-ом росте валовой прибыли по сравнению с аналогичными периодом прошлого года и 8%-ом приросте в сравнении с предыдущим кварталом. Основной рынок компании — Китай — показал прирост в 48% по всей линейке продукции для детей и 65% по продукции для взрослых. Флагманская линейка Bubs Infant Formula прибавила на китайском рынке 272% за аналогичный период.

На фоне роста перспектив рынка отдельные страны целенаправленно поддерживают производителей козьего молока. Так, правительство Индии предоставляет 25%-30% субсидии на общую стоимость козьей фермы. Европарламент также выделяет производителям специальную линию господдержки.

В региональном разрезе крупнейшим рынком считается Северная Америка, что обусловлено ростом спроса на продукты из козьего молока в регионе. Рост населения, экономический рост и увеличение экспорта козьего молока на международном рынке, как ожидается, будут стимулировать рост рынка козьего молока в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Аналитики считают, что до 2026 года он будет расти по 5,8% ежегодно.

При этом сдерживающим фактором для рынка эксперты считают высокую себестоимость производства и, как следствие, высокую цену на конечный продукт, а также переход потребителей на растительные альтернативы.

Крупнейшими игроками рынка являются Ausnutria Dairy Corporation (Австралия), AVH Dairy Trade (Голландия), Goat Partners International (США), Granarolo (Италия), Meyenberg Goat Milk (США), Redwood Hill Farm & Creamery (США).

Рынок в России

Производство и потребление

По данным Союзмолоко, рынок козьего молока занимает 0,8% от общей категории молока. Поголовье коз на начало 2021 года составило 1874,9 тыс. гол., что на 5,4% меньше прошлого года. По категориям хозяйств в СХО содержится 130,4 тыс. гол. (-5,8% к прошлому году), в К(Ф)Х и ИП – 252,7 тыс. гол (-13%), в хозяйствах населения – 1491,7 тыс. гол. (-2,7%).

Текущий уровень товарного производства козьего молока в России составляет 3,5-4 тыс. т, отмечает руководитель проектов «НЭО Центра» Анастасия Сысоева.

– Но фактически, с учетом мелких фермеров он больше – около 10-12 тыс. т и до пандемии рос на 5-6% ежегодно.

Продукция из козьего молока остается нишевой категорией, реализуемой в розничных магазинах и рынках высокого ценового сегмента, рассказывает эксперт «НЭО Центра». Спрос на нее в основном сосредоточен в городах-миллионниках Центральной России и в меньшей степени зависит от общей стагнации доходов населения.

Руководитель отдела продаж «Сернурского сырзавода» Ирина Туголукова отмечает, что рынок козьего молока в России развивается с каждым годом – появляются новые производители, ассортимент на полках магазинов увеличивается, тем не менее, продукция из козьего молока остается нишевой категорией.

– Основными потребителями остаются по-прежнему дети, люди с непереносимостью коровьего белка, лактозы и проблемами с ЖКТ.

На данный момент в ассортименте «Сернурского сырзавода» представлены десертные и питьевые йогурты с натуральными наполнителями, творог мягкий для детского питания и козье молоко, разнообразные сыры. В качестве новинок в компании рассматривают производство йогуртов с новыми вкусами.

Руководитель компании «Буддони» (производство сыров из козьего молока в Ставропольском крае) Виталий Кулинич отмечает, что на сегодняшний день рынок козьего молока начинает регулироваться.

– До 2017 года он был стихийным – были частные козоводы, которые продавали козье молоко по 200-300 рублей за литр прямо с фермы, и крупные хозяйства, которые реализовывали свою продукцию в сетях. Но совокупный объем их производства был все равно невелик. Это, наверное, было самое лучшее время — новый продукт только начинал появляться на полках, был в диковинку, и спрос на него активно рос. Сегодня цены и на сырое козье молоко, и на продукцию из него выровнялись и упали по соотношению себестоимости производства. В последние годы появляются крупные козоводческие хозяйства, часто организованные на кредитные средства под госгарантии, с которыми малым и средним производителям сложно конкурировать с их «административным ресурсом» на полке в сетях.

По наблюдениям Кулинича, спрос на козье молоко был достаточно высоким с 2015 года до начала пандемии.

– В этот период начала меняться культура потребления продуктов. Если раньше натуральную продукцию потребляли в основном люди с высокими доходами, которые часто путешествовали, пробовали в поездках, в том числе, продукты из козьего молока и готовы были покупать их за высокую цену в России. С 2014 года, после введения санкций, в СМИ стали активно пропагандировать потребление натуральных российских продуктов, и это дало толчок развитию даже такой узкой ниши как козье молоко. Людям надоело есть одно и тоже, например, только «Российский» и «Пошехонский» сыры, они начали расти в культуре потребления, пробовать что-то новое, вкусное и полезное.

Что поддерживает и сдерживает спрос

Поддерживает спрос на продукты из козьего молока тенденция поиска альтернативы традиционным продуктам на основе коровьего молока как по причине роста обеспокоенности пищевыми аллергиями, так и под влиянием маркетинга, рассказывает Сысоева.

В то же время, есть факторы, которые сдерживают спрос на козье молоко и продукцию из него. Одним из них, на «Сернурском сырзаводе» считают высокую цену, напрямую зависящую от себестоимости.

– В прошлом и позапрошлом годах мы столкнулись со снижением покупательской способности, клиенты все чаще отдают предпочтение аналогам из коровьего или смешанного молока, так как такие продукты дешевле. Также одним из сдерживающих факторов является низкая осведомленность о пользе козьего молока, особенностях его положительного воздействия на организм человека, — подчеркивает Туголукова.

Она добавляет, что значительного роста спроса на продукцию из козьего молока не наблюдается. Речь идет не только о продукции «Сернурского завода», а о категории в целом.

— Козье молоко — дорогой продукт, поэтому то, что из него производится, принято относить к премиум-сегменту, что в разы сужает аудиторию покупателей.

Спрос на козье молоко и продукцию из него сдерживает низкая платежеспособность населения, считает Кулинич, особенно в небольших городах. Хотя людям и нравится продукция из козьего молока, они не могут ее себе позволить.

— У нас, помимо производства, есть свои розничные магазины, в том числе, в Ставропольском крае, и мы видим, что продажи нашей продукции здесь падают. Хотя выручку нас не упала из-за роста цен. В этой ситуации снова в выигрыше оказывается ритейл.

По наблюдениям руководителя компании «Буддони», производители козоводческой продукции повысили цену на свои товары не более, чем на уровень общей инфляции – на 5%, — хотя некоторые ее подняли на 10%, однако таких компаний немного: из-за падения спроса участники рынка стараются держать цены на максимально возможном невысоком уровне. Переработчикам сложно удерживать цены, так как себестоимость выросла из-за подорожания сырья, материалов, электроэнергии, увеличения зарплатного фонда, сопровождающих платежей, введения «Честного знака», добавляет он.

— Однако цены на полке торговых сетей выросли более существенно — как из-за наценки самих ритейлеров, так и из-за высоких логистических издержек. Сегодня к предлагаемой нами цене нужно прибавить 5% стоимости логистики из региона, 25-30% дистрибьюции и 60-75% ритейла. В итоге цена килограмма козьего сыра на полке составляет уже 2500-3000 рублей. Такой продукт мало кто может себе позволить.

Кулинич добавляет, что есть некоторое оживление спроса на козье молоко – данный тренд он считает заслугой отдельных предприятий, которые вложились в маркетинг у себя в регионе, а продвижения козьего молока как продукта на федеральном уровне у нас нет.

Еще один сдерживающий фактор по увеличению производства козьего молока и продуктов из него — нехватка профессионального персонала: технологов-профессионалов, которые могут сами принимать правильные решения, добавляет Кулинич.

Перспективы

Рынок продуктов из козьего молока в премиальном ценовом сегменте уже близок к насыщению, считает Сысоева. Дальнейший его рост зависит преимущественно от ценообразования, особенно его сырьевой составляющей: отработки производственных процессов, в том числе, стабилизации надоев и управления поголовьем, и экономии на масштабе.

Кулинич отмечает, что сегодня растет интерес потребителя к смешанной продукции – изготовленной из козьего и традиционного коровьего молока, так как цена на нее меньше.

Сейчас «Буддони» заканчивает строительство спроектированного три года назад нового цеха по производству козьего сыра.

— Так как проект был запланирован достаточно давно, и в нем участвуют средства полученного гранта от Минсельхоза, мы его в ближайшее время запустим. Конечно, в текущих рыночных условиях стоило бы еще раз подумать, но, поскольку процесс уже запущен, будем думать, как увеличивать ассортимент, в первую очередь, за счет продукции с более низкой стоимостью. (DairyNews.ru/Пищепром Украины)

Добавить комментарий