Торговля становится все более технологичной, а вместе с активным внедрением технологий растут и риски безопасности, конфиденциальности процессов и устойчивости цепочек поставок. Какие угрозы стоит иметь в виду, чтобы сделать потребительскую среду более безопасной?
Буквально пару лет назад за продуктами и товарами мы сами ходили по магазинам, но сейчас все чаще делаем покупки через сайты и приложения — два года локдаунов и ограничений совершили переворот в массовом сознании, интернет-витрины магазинов стали удобнее, чем физические, службы доставки привозят заказы через полчаса, и чтобы не лишиться большей части покупателей, владельцам супермаркетов пришлось срочно подстраиваться к новой реальности.
Мы проанализировали тенденции развития онлайн-шоппинга и представили, как будет выглядеть процесс покупки товаров в 2030 году, а также то, какие угрозы будут характерны для розничной торговли в будущем, и в этой статье поделимся некоторыми подробностями.
В 2030 году онлайн-покупки задействуют множество технологий, работающих совместно для повышения глобальной социальной устойчивости и сглаживания рисков цепочки поставок. В нашем свежем докладе, получившем название Security for the Next-Generation Retail Supply Chain («Безопасность следующего поколения торговых сетей») мы описываем 2030 год как время формирования очередного поколения розничной торговли, хотя многие из упомянутых нами технологий уже существуют сегодня в виде небольших внедрений или успешных доказательств концепций.
Наше видение розничной торговли в 2030 году включает в себя:
● унифицированные средства обеспечения;
● прогнозируемую инвентаризацию по сличительным ведомостям,
● логистику цепочек поставок и управление товарами;
● изменения в моделях доставки, повышающие устойчивость.
Пример изменений в моделях доставки — динамическое складирование, при котором товары перемещаются все ближе и ближе к потребителю по мере приближения времени ожидаемой доставки заказа. Это позволяет сделать цепочки поставок короче, а логистику более гибкой, способной оперативно реагировать на всплески спроса.
В нашем докладе мы разделили эти факторы на такие категории, как модели доставки, «умные» полки, роботизацию, использование искусственного интеллекта и машинное обучение, а также безналичные платежи, цепочки поставок и покупательский опыт посещения магазина. Так как объемы этого материала не позволяют полностью описать каждую категорию, рассмотрим для примера роботизацию торговли и цепочки поставок и связанные с ними новые возможности и опасности.
Роботизация и беспилотная доставка
Покупки из одного района будут автоматически группироваться и загружаться в один большой беспилотный грузовик, а когда он подъедет к нужной локации, несколько дронов, находящихся внутри грузовика, выберутся наружу и быстро доставят заказанные товары покупателям. Эти же дроны будут использоваться для возврата товаров клиентами, что упростит процедуру возврата и сократит расходы розничных торговцев, поскольку им не нужно будет платить почтовой или курьерской службе за обратную доставку. Централизованное управление парком наземных и воздушных беспилотников позволит ритейлерам оптимизировать цепочку доставки, сократить время и уменьшить общую стоимость товаров. Роботы-помощники в магазине обеспечат персонализированный опыт покупок, помогая покупателям собрать все товары из списка продуктов, будут готовить свежие блюда прямо на глазах у покупателей, а внутримагазинная автоматизированная система хранения и поиска сможет собирать большой товарный запас на небольшой торговой площади. Покупатели будут взаимодействовать с «умными» полками, чтобы достать товары.
Михаил Кондрашин, технический директор Trend Micro в СНГ, Монголии и Грузии. (New Retail/Пищепром Украины и мира)