Ситуация на рынке сливочного масла Европейского Союза сейчас несколько напоминает 2017–2018 гг., когда Украине удалось нарастить экспорт этой продукции в ЕС. Это может повториться при ряде условий. Об этом заявил аналитик молочного рынка «Инфагро» Максим Фастеев на своей странице в Facebook.

Он отметил, что инфляция охватила молочный рынок ЕС: снижение производства сырого молока во второй половине 2021 г. и низкие запасы биржевых молочных товаров привели к быстрому удорожанию сырья на споте. Цены на молоко и ключевые торговые товары в Европе — сыры, сухое молоко, сливочное масло, достигают или уже достигли максимумов последней декады.

Эксперт напомнил, что в 2017–2018 гг. стоимость масла в ЕС взлетела до рекордных отметок (по сухому молоку ситуация тогда отличалась из-за мирового излишка запасов), а Украина воспользовалась возможностью и за два года проэкспортировала в страны ЕС 7 тыс. т товара в рамках квот FTA Украина-ЕС.

Фастеев отметил, что высокие мировые цены на сливочное масло тогда повлекли за собой рекордные экспортные объемы украинского товара (около 30 тыс. т ежегодно). Затем ситуация кардинально изменилась: рост покупательной способности, то есть увеличение спроса в Украине, совпал со снижением предложения сырья под производство товаров, в том числе сливочного масла.

«В то же время стоимость товара в ЕС постепенно снижалась, а потому торговый баланс также претерпел существенные изменения. В 2019 году украинский экспорт сливочного масла начал уменьшаться, зато появился импорт, а в 2020 объемы продаж и поступления полностью совпали. Интересно, что почти весь импорт в прошлом году пришелся на страны ЕС», — добавил эксперт.

В текущем году балансовая ситуация, по его мнению, не изменилась. За 9 месяцев объемы экспорта масла равны объемам импорта, но есть отличия в географии — большие объемы были завезены в Украину из Беларуси. Этому способствовала цена. В то же время, импорт масла из ЕС в этот период носил спекулятивный характер (не в отрицательном смысле, а в торговой терминологии).

«Существующая сеть торговых каналов позволяет покупать более дешевую продукцию у ЕС и РБ и продавать, например, в страны Кавказа и Средней Азии. А при смене тренда, как сейчас, можно снова реализовывать товары в ЕС. Это абсолютно нормально, позволяет зарабатывать трейдерам/экспортерам/импортерам и вместе с тем способствует выравниванию ценовых колебаний на рынке.

Поэтому, Украина в ближайшие месяцы может снова начать продавать масло в ЕС. Но при определенных условиях: европейские цены должны продолжать расти (пока так и есть, но тренд может измениться ближе к Рождеству), а украинским производителям нужно иметь лишние объемы сырья для выпуска масла (обычно такая ситуация складывается в период новогодних праздников)», — подытожил Максим Фастеев. (АгроПортал/Пищепром Украины)

Добавить комментарий