Подписанный Президентом закон о децентрализации рынка земли поможет украинским малым и средним фермерам улучшить благосостояние, а территориальным общинам – развиваться и наращивать потенциал. Об этом в эфире од-ного из телеканалов заявил советник руководителя Офиса Президента, бывший министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов. Как будет проходить кредитование фермеров в Украине, с чем они оста-нутся на практике и как рынок земли отразится на ценах на сельскохозяйственную продукцию, – разбирался ГолосUA.
По словам Милованова, этот закон открывает фермерам перспективы стать реальными, а не декларативными собст-венниками земли, а также масштабнее инвестировать в свой бизнес.
Кроме того, он подчеркнул значимость конкуренции за покупку земли на аукционах. При этом фермеры за счет под-держки государства смогут конкурировать с крупными агрохолдингами.
“Для этого есть – и будет расширена – программа кредитования “5-7-9%”, это обсуждалось с Премьер-министром. Там 49% людей, которые по программе “5-7-9%” получают кредиты, — это аграрии. Программу можно расширить и на воз-можности для покупки земли. Таким образом, можно получать под 0%, или 3%, или 5% годовых в гривне деньги, необ-ходимые для покупки земли”, — пояснил советник главы ОП.
Он добавил, что на стадии рассмотрения находится законопроект о создании агентства “Фонд гарантирования кредитов для покупки земли” для малых и средних фермеров.
“И если вы реальный агробизнес, и вы собираетесь эту землю не просто спекулятивно удерживать годами, пока она вырастет в цене, а именно развивать бизнес, то имеете право воспользоваться этим агентством. Тогда оно гарантирует банку снижение определенных рисков, и вы получаете финансирование”, — подчеркнул Милованов.
По его словам, также запланированы программы компенсации кредитных ставок, а вопрос кредитования решится, когда эта система будет создана. Милованов отметил, что это позволит фермерам конкурировать на равных.
“Бояться конкуренции не нужно, так как средний и малый фермер любят землю больше, и очень часто являются более эффективными. Чего не хватает – так это финансирования. А реформа даст возможность финансирования”, — отметил он.
Советник главы ОП также отметил, что, когда от государства земля перешла в распоряжение территориальных громад, эксперты высказывали опасения относительно возможных коррупционных рисков на уровне местных администраций. Милованов подчеркнул, что для предотвращения коррупции будут созданы дополнительные контролирующие органы. Например, инициировано создание координационного совета по вопросам мониторинга реформы.
“Туда войдут люди от Минюста, и от Минэкономразвития, и от Минагрополитики, и от областных и местных властей – чтобы все эти вещи очень быстро рассматривать. Это часть вопроса прав собственности. И в Минюсте точно будет ан-тирейдерский отдел или комиссия, которая будет следить за этим. Но я думаю, что нужно это делать более широко, с привлечением всех заинтересованных сторон, чтобы проблем не было”, — резюмировал Милованов.
Как сообщалось, 24 мая Президент Владимир Зеленский подписал Закон “О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфе-ре земельных отношений”, принятый Верховной Радой 28 апреля 2021 года.
Рынок земли и реакция ЕК
Европейская комиссия выделила гранты на общую сумму 50 миллионов евро для поддержки аграрного сектора Украи-ны.
Об этом заявила заместитель генерального директора Директората по вопросам добрососедства и расширения Евро-комиссии Катарина Матернова во время форума “Украина 30”.
«Мы выделили 50 миллионов евро в виде грантов, которые будем выдавать в течение двух лет, для поддержки малых фермеров, чтобы помочь им приобрести землю», – сказала Матернова.
Евросоюз одобряет государственную политику Украины относительно поддержки фермеров, добавила чиновница. Но отметила, что сейчас нужно убедиться, все ли малые сельхозпроизводители проинформированы о деталях земельной реформы и имеют возможность получить финансовую поддержку.
Еще один важный посыл от Матерновой: для доступа фермеров к рынку земли следует выстроить надлежащую систе-му ипотечного кредитования.
«Не бояться конкуренции» или государство все же должно брать ответственность
В вопросе поддержки отечественных фермеров важно разобраться, нужны ли им кредиты или реальная помощь. Да, учитывая, под какие минимальные проценты могут получать кредиты западные инвесторы, то действительно, украин-ские фермеры (особенно учитывая, что сейчас речь идет об украинской земле), должны получать кредиты не больше, чем под 0%. Иными словами, должна быть реальная помощь государства.
Милованов упомянул беспроцентные кредиты, но не упомянул следующего: чтобы конкуренция была реальной, необ-ходимо такое же стимулирование спроса, как, к примеру, на Западе. То есть на ту самую продукцию, которая произво-дится на земле, должен быть платежеспособный спрос. А здесь вопрос не только в потребкредитах, а и в зарплатах, пенсиях и т.д. А также в уменьшении прослойки различных перекупщиков, чтобы стоимость товаров была более дос-тупной. Грубо говоря, если человек, который работает на земле и хочет с нее продать какую-то продукцию, не по пере-ходам с ней от полиции бегал, а имел для продажи комфортные условия за невысокую арендную цену.
К сожалению, пока что со стороны властей не видно комплексного подхода к рынку земли и фермерам. Хоть и без ре-ферендума, но большинство украинцев выступили против продажи земли иностранцам. Много слов о конкуренции ме-жду фермерами и агрохолдингами, но не говорится главное – как Украина, как страна, сможет конкурировать с уже «развитыми» государствами.
Аграрный банк
«Необходимо было создать отдельный аграрный банк. Конечно, фермерам могут упростить выдачу кредитов под «5-7-9%» но учитывая, что западные инвесторы могут получить ее под 2% в валюте, то даже 5% это много», – заявил поли-тический аналитик Руслан Бизяев.
Нужно было создавать отдельный аграрный банк, который бы полностью занимался бы этими вопросами, подчеркнул аналитик.
«Но власти решили пойти по пути наименьшего сопротивления, и о последствиях сейчас сказать тяжело. Главное, что-бы это не вызвало хаоса», – отметил он.
Права арендаторов
Закон закрепляет норму, что украинец не имеет права продавать землю, говорит глава Всеукраинского объединения собственников земель Роман Головин.
«Этим законом предусматривалось, что собственник земли, которая в аренде, не имеет права продать земельный уча-сток без разрешения арендатора. Фактически этим законом закрепилось то, что на период действия договора аренды собственник земли полностью теряет право собственности на этот земельный участок. Это все нужно знать, что закон делает в интересах украинцев. Ничего не делает. Он просто превращает собственников земли в рабов. Закон сделан под арендаторов», – сказал он.
По мнению эксперта, земельная децентрализация усиливает коррупционные риски.
«Сейчас ОТГ – это основная составляющая коррупции в Украине. Кто проживает в ОТГ, прекрасно понимают, насколько уже там эта коррупция процветает не первый год, как пришли общины. Еще на уровне сел она была не сильно, а когда объединились, появилось больше ресурса. Фактически это такая очередная возможность сделать на местах олигархов, князьков», – отметил Р. Головин.
Аграрная модель
Такие вопросы следует рассматривать на всеукраинском референдуме, говорит политический аналитик Алексей Кали-ниченко.
«Второй момент – а как норма свободного рынка земли рассматривается с точки зрения Конституции. Что касается за-кона 2194, там очень много интересных фишек запущено. Это и снятие плодородного слоя земли под видом перемеще-ния. Опять же, кто тут будет основной выгодополучатель?» – сказал эксперт.
По мнению эксперта, участие в форуме «Украина 30. Земля» временной поверенной в делах США Кристины Квин, по-сла Европейского Союза в Украине Матти Маасикаса, директора Всемирного банка по делам Беларуси, Молдовы и Ук-раины Арупа Банерджи говорит о выгодополучателях рынка земли в Украине.
«Это представители основных выгодополучателей. Транснационалы больше всего заинтересованы в таком ресурсе, как земля, особенно на этой территории. Мы занимаем стратегические положение в Евразии. Наличие больших зе-мельных площадей, чтобы можно было возделывать поля и выращивать не один, а несколько урожаев в год различных культур, я думаю, для транснационалов это как подарок с небес. Естественно, они постараются за это бороться и по-стараются этот кусок лакомый для себя оторвать. В связи с пандемией, ограничениями обострилась ситуация с кризи-сом продовольствия в мире. Этим озабочены люди, которые думают о перспективах лет 20-50 вперед. Естественно та-кое стратегическое положение, которое мы занимаем выгодно для тех, кто будет решать продовольственную проблему в будущем», – отметил А. Калиниченко.
На первых этапах стоимость земли будет составлять 1-3 тысячи долларов за гектар, хотя отдельные земли возле больших городов будут значительно дороже, говорит политолог Руслан Бортник.
«В дальнейшем она может вырасти до 5 тысяч долларов, в зависимости от политической стабильности, долларовой инфляции и уровня мировых цен на продукты питания. Но даже после 2024 года цена украинской земли вряд ли будет сопоставимой, к примеру, с польской – 10-12 тысяч долларов или австрийской – 30-50 тысяч долларов. Этого не будет, поскольку нынешняя аграрная модель не обеспечивает достаточной конкретности и прозрачности, то есть свободных и открытых аукционов, когда за каждый земельный участок могли бы конкурировать разные компании, разные физиче-ские лица. Ситуация в Украине сейчас нестабильна и гарантии права собственности на низком уровне, поэтому украин-скую землю будут продавать за бесценок. Через 10-15 лет это спровоцирует серьезные социальные кризисы, когда лю-ди осознают, что они за бесценок потеряли свой главный жизненный актив», – резюмировал он. (Голос UA/Пищепром Украины)