При создании вертикальной фермы необходимо должным образом провести маркетинг и брендирование готового продукта. Это самое важное для того, чтобы производство было экономически успешным. Об этом сообщает интернет-портал AgroPortal.ua.
Такое мнение во время лекции «Контроль климата в теплицах» в рамках проекта «Агрокебеты» высказал менеджер международных проектов Вагенингенського университета и научно-исследовательского центра в Нидерландах Джок Кемпен.
Конечно, добавляет он, выбирать для выращивания необходимо продукты с высокой ценой, ведь это дорогостоящая система.
«Люди должны быть достаточно безумными, чтобы покупать латук, выращиваемый на таких фабриках», — говорит Кемпен.
Рассказывает, что в Японии, например, акцентируют, что такое производство свободное от пестицидов. Поэтому местные потребители готовы платить заоблачную цену, чтобы купить латук с вертикальной фермы.
Основная разница между традиционной теплицей и вертикальной фермой заключается в необходимости круглогодичного искусственного освещения.
«В университете мы работаем с вертикальными фермами. Вы чувствуете себя странно внутри такой камеры, ведь все становятся желтыми. Фактически там увидите много лотков и систему освещения над ними, — делится Кемпен. — Также есть вентиляция, чтобы поддерживать определенную температуру».
В закрытой вертикальной ферме нет взаимодействия с внешней средой. Фермеры независимы от климата — будь то на улице снег, или 50 градусов жары. Это одно из преимуществ таких технологий. Другое преимущество — вы производите продукцию локально, возле потребителя. Например, в супермаркете. Также вертикальная ферма — это сверхнизкое или полное отсутствие использования пестицидов, четкое прогнозирование объемов производства, стабильное качество.
Вертикальные фермы работают в США, Германии, Японии и многих других странах. Сейчас большая ферма строится в Абу-Даби (ОАЭ).
«Чтобы это было экономически привлекательно, нужно использовать пространство и освещение наиболее эффективно. Вертикальные фермы потребляют сверхмного энергии, это дорого. Пока в такой системе выращивались только латук и травы. А вот томаты — технологически сложно и менее рентабельно», — рассказывает Кемпен.
Чтобы выработать килограмм латука нужно 50 Моль или 5 кВт ч искусственного освещения. То есть 25 евроцентов придется заплатить только за освещение. В случае томатов расходы на килограмм возрастают до 9 кВт ч.
«Но это только операционные расходы на електроернергию для освещения. Учтите инвестиции, заработную плату и остальное. Получится очень дорого», — говорит специалист Вагенингенського университета.
Он также делает сравнение стоимости самой фермы. Туннельная теплица стоит 40 евро за квадратный метр, полностью закрыта теплица — 350 евро. Если это контейнер для выращивания культур, то придется выложить 4 тыс. за квадратный метр. Закрытая вертикальная ферма обойдется в 8000 евро на квадратный метр.
Тепличные технологии привлекают крупных инвесторов
В теплицы и связанные с ними технологии только за последние пять месяцев в США инвестировали $1 млрд, что делает это направление одним из самых быстрорастущих в пищевом сегменте. Закрытое земледелие оказалось в центре внимания для инвестиционных предложений, пишет Agri-gator со ссылкой на AgroPortal.
Однако тепличные «ветераны», такие как Gotham Greens, которая продает салат в 2000 магазинах в 40 штатах, пока отказываются от предложений, предпочитая оставаться частными компаниями.
«От некоторых крупнейших инвесторов в Азии до крупнейших инвесторов в западной части мира — все звонят на мой телефон с предложениями. К этой отрасли проявили огромный интерес. Она показала, что может означать для мира сельского хозяйства, — говорит основатель высокотехнологичной теплицы AppHarvest Джонатан Уэбб.
По информации Forbes, AppHarvest начал деятельность в 2017 году, когда Уэбб покинул Вашингтон (округ Колумбия), где он работал с военными над установкой солнечных батарей.
Теплица стартовала с выращивания томатов. Однако вскоре Уэбб планирует выращивать огурцы, перец и, возможно, даже садовую землянику. Говорит, что спрос на все эти продукты намного превзошел самые смелые ожидания.
AppHarvest еще не выращивал ни одного продукта, когда объявлял, что станет публичным предприятием. Тогда стартап-теплицу оценивали в более чем в $1 млрд — довольно много как для закрытой фермы площадью 60 акров. (АПК-Информ/Пищепром Украины)