Завершается этот нелегкий год, и пришло время подводить итоги. Предлагаем вашему вниманию первый материал из серии.
Напомним, как мы уже рассказывали, рынок сельхозтехники в Украине в весеннем сезоне 2020 г. упал на 15-30% (а порой и до 40%) – в зависимости от региона и от сегмента техники. И причина тому – не только коронавирус: сыграли свою роль засуха, усложнение финансирования покупки техники банками, спад международной экономики.
Эксперты предполагали, что до конца года на рынок сельхозтехники продолжат влиять эти факторы. При этом полагались надежды на отложенный спрос.
По оптимистическим прогнозам экспертов, озвученным весной, рынок продаж сельхозтехники в Украине-2020 может уменьшится до 20% в сравнении с 2019 годом. Пессимистический прогноз: падение составит до 40%.
К концу года AgroPravda.com обратилась к основным игрокам рынка с просьбой поделиться мнением. Какой же прогноз оказался верным – оптимистический или пессимистический? Читайте дальше!
Case IH
Как рассказали AgroPravda.com в представительстве Case IH в Украине и Молдове, в целом, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, рынок сельхозтехники упал на 20% в денежном выражении.
Практически все западноевропейские и американские бренды показали негативную динамику импорта, это от 5 до 50% падения в зависимости от бренда по сравнению с прошлым годом. При этом очень четко прослеживалось увеличение импорта китайских производителей и других брендов с не самой высокой репутацией на рынке.
Касательно импорта тракторов, западноевропейские и американские бренды показали падение в общем на 40%. При этом показатели продаж упали всего на 15%. Это означает, что покупательская активность упала не так значительно, но импортеры активно снижали свои складские запасы.
Комбайны показали падение в импорте и в продажах примерно 25% по сравнению с прошлым годом.
Рынок самоходных опрыскивателей упал примерно на 20%.
Касательно производителей почвообрабатывающей техники, то есть примеры роста, но, к сожалению, в большинстве случаев наблюдалась тенденция падения импорта вплоть до 50-55%.
Как отмечают в представительстве Case IH в Украине и Молдове, в этом неординарном году очень четко прослеживалась тенденция в принятии аграриями окончательного решения покупки практически в последний момент перед использованием того или иного агрегата в поле.
К сожалению, очень часто определяющим фактором была стоимость агрегатов, а не такие важные факторы как наличие профессионального сервиса, склада запасных частей, качественная работа того или иного дилера и бренда в регионе.
Также аграрии активно пользовались возможностями отсрочки платежа, которые предлагались практически всеми брендами. Наблюдался спрос на увеличение продолжительности гарантии техники.
Также очень активно виден увеличенный спрос на внедрение интеллектуальных агрономических систем и функций на используемой технике.
New Holland
Как рассказал AgroPravda.com Александр Суханов, менеджер по работе с ключевыми клиентами New Holland Agriculture, в 2020 г. рынок техники уменьшился, произошло падение продаж тракторов на 20% и комбайнов на 30%. Однако New Holland, как и в предыдущие годы, занимает первые места как по тракторам, так и по комбайнам.
В текущем году запросов аграриев стало меньше в начале года, но больше сейчас, к концу года.
При этом наблюдается смещение запросов клиентов с тракторов 9 класса (450+ л.с.) и тракторов 8 класса (260-380 л.с.) к сегменту, в котором до недавних пор не присутствовало ни одного производителя. Это сегмент, который называют «8+», то есть тракторы 390-410 л.с. На сегодняшний день производителям уже есть что предложить клиентам в этом сегменте, и он стал увеличиваться за счет 8 и 9 классов.
Причиной этому стало изменение климата и увеличение зоны с «рискованным» увлажнением – засуха. Прицепные агрегаты стали мощнее, прочнее, с большей глубиной обработки и т.д, и для них уже 8-го класса просто недостаточно, а 9-й слишком дорогой.
Кроме того, растет спрос в сегменте 125-250 л.с., но это происходит уже не первый год, и вероятно этот сегмент будет расти и дальше еще несколько лет – до насыщения.
В сегменте 100-110 л.с., как и раньше, все больше и больше вытесняются отечественные производители: клиенты уже не хотят ремонтировать технику самостоятельно, ведь значительно проще вызвать сервис.
Из-за ввозной пошлины на тракторы менее 102 л.с. этот сегмент пока «стоит», но все ожидают снижения либо снятия этой пошлины, поскольку это идеальный сегмент для мелких фермеров.
Lemken
Артем Калашник, генеральный директор ЛЕМКЕН-УКРАИНА, отметил в комментарии AgroPravda.com, что, несомненно, год был сложный, и это касалось абсолютно всех: как производителей техники, так и аграриев. Ведь нынешние неблагоприятные погодные условия, которые были нестабильными, контрастными и с тенденцией к частым повторениям, сделали свое дело. Конечно, и раньше также были сложные годы. Однако в этом году, можно сказать, что вызовы были чуть ли не каждый месяц. После зимы – весенние суховеи; пережили суховеи – начались весенние заморозки, затем почвенная и воздушные засухи … Это заставляет аграриев кардинально пересмотреть подходы к работе. А производителей техники – к необходимости предлагать новые технологии и агрегаты, которые помогут клиентам получать достойные результаты своей деятельности.
COVID также внес свои коррективы в работу. Весной клиенты воздерживались от непосредственного общения и личных встреч. Сейчас эта ситуация вновь возвращается. Но движение не останавливается, и коммуникаций с клиентами в компании не теряли ни на минуту.
Артем Калашник отметил, что украинский рынок кардинально отличается от других восточных рынков, особенно – необходимостью в многообразии комплектации техники. Практически все машины, которые поставляются на рынок, – разные.
«И, откровенно говоря, мы гордимся этим. Ведь мало кто из наших конкурентов может предложить такую ??широкую комплектацию, которая позволит эффективно работать на разных полях, в конкретных условиях, в соответствии со спецификой и потребностями хозяйства» – говорит Артем Калашник.
LOZOVA MACHINERY
Как рассказал AgroPravda.com президент LOZOVA MACHINERY Роман Гиршфельд, 2020-й год в компании оценивают как нестабильный.
Этому способствовала «замершая» весна, когда, в том числе из-за ситуации с карантином, были приостановлены большинство инвестиций в технику.
Затем последовало летнее оживление в связи с возвратом к «нормальной жизни» и неплохими видами на урожай после мягкой зимы и отличной перезимовки большинства озимых культур.
Затем – частичная остановка в конце лета и начале осени из-за понимания крайне низкого урожая.
А конец осени отмечен очень хорошей динамикой благодаря высоким ценам на сельхоз культуры и продажей придержанных ранее урожаев.
При этом программа госкомпенсации на отечественную технику продолжает позитивно влиять на рынок Украины.
Как отметил главный конструктор LOZOVA MACHINERY Алексей Гриненко, программа значительно повысила привлекательность отечественной техники для аграриев. Благодаря программе отечественные производители сельхозтехники получили новые заказы, увеличили выпуск техники. Соответственно оживились все взаимосвязанные производственно-торговые цепочки: от металла, расходников и комплектующих до готовых изделий и продаж-поставок техники.
Как отмечают в компании, программа госкомпенсации дала мощный импульс для развития средних и небольших агропредприятий, которые создают рабочие места и развивают мелкий и средний бизнес. Да и крупные агрохолдинги также намного чаще включают отечественные агрегаты в свои парки техники, заменяя импортные, и получают 25% компенсации за купленную ими отечественную технику. (AgroPravda/Пищепром Украины)