Syngenta планирует экспортировать семена кукурузы в ЕС. Компания готовилась к этой возможности заранее, а Украина шла к этому 10 лет.
Геннадий Руднев, управляющий отделом производства компании Syngenta в Украине.
Украина может официально поставлять семена в страны Евросоюза. За это решение боролись долго. Почему оно нужно было стране в целом и вашей компании в частности?
— Украина боролась за возможность экспорта семян кукурузы. По злаковых культурах получили принятия чуть раньше в Европарламенте, а по кукурузе — недавно. Если говорить по злаковым — это хорошая опция, но она была не столь критична для нашей компании. Syngenta было важно получить именно возможность экспорта семян кукурузы.
А какие плюсы решение по экспорту является в целом для Украины?
— В данном случае это плюс для компаний, работающих в Украине, зарегистрировали свой бизнес здесь. Такие компании, как наша, например, производят семена внутри страны. Syngenta течение последних 5?6 лет показывает, что семена, выращенные у нас, имеет очень высокий уровень качества и совершенно воспринимается иностранными клиентами. Ранее наблюдалась предвзятость, даже со стороны наших клиентов, к качеству семян украинского производства. Но это не касается компании Syngenta.
Может ли украинский производитель семян покорить рынок привередливого ЕС и чем?
— Я бы не сказал, что европейского покупателя семена можно назвать слишком привередливым. Украина пытается, применяя технологии в сельском хозяйстве, получать максимальный урожай. Я бы даже сравнил показатели, которые мы получаем на европейских землях и на территории Украины, то думаю, что у нас ситуация будет, в некоторых предприятий даже интереснее. И семена — это только часть технологии. Это потенциал, который фермер, клиент может получить. Но для того чтобы он был раскрыт в полной мере, необходимо применить ряд технологических операций. Это зависит от условий обработки, от качества посева, защиты растений, уборки — много этапов, где производитель должен уделить внимание. Есть масса примеров, когда один и тот же гибрид в двух соседей дает разный урожай.
То есть фактор технологии является определяющим для урожая?
— В большей степени технология, да. И, возвращаясь к тому, что украинский производитель может дать фору европейском фермеру: представьте, что у нас широкозахватная техника, современная, которая отвечает всем требованиям настоящего сельхозпроизводителя. И во многом такой техникой необеспеченные малые европейские предприятия. Скажем, если там у фермера 15 гектаров земли — он не применит 36-рядную сеялку. И там не будет точного высева семян за компьютерными программами.
В Украине уже более высокотехнологичное производство в агросекторе?
— По моему мнению так. Мы переходим к этому. Это не везде, это не 100%, но мы к этому идем в Украине. Когда выращиваем семена и подбираем наших партнеров — мы на это обращаем достаточно серьезное внимание.
Syngenta готовит первую партию кукурузы для отправки в Европу. Как было произведено эти семена?
— На самом деле, гибриды кукурузы, которые будем экспортировать — они спланированы под экспорт давно. Это не потому, что они очень хорошие, либо очень плохие — а потому, что это связано с планированием. Гибриды, которые мы можем экспортировать — у нас по ним есть определенное перепроизводство в Украине. Именно мы собираемся экспортировать.
Когда приняли решение об экспорте?
— Решение об экспорте возникло не вчера. Процесс начался по оформлению документов еще при регистрации семенных участков. То есть, продолжается с апреля текущего года. На тот момент еще не было решения Европарламента о разрешении и возможности использования сертификации в Украине для экспорта в Европу. Тем не менее, мы уже в 2018—2019 годах делали экспериментальный экспорт в Евросоюз, в Румынию. Действовали не на основании документов, которые были согласованы с Европарламентом, а на основании соглашений между двумя государствами: между Украиной и Румынией. Румынское законодательство позволяло принимать семена том, что Украина должна уже так называемый «Blue Label» — то есть голубую этикетку европейского образца. Мы успешно делали пробные отправки этих семян в Румынию.
По количеству гибридов Syngenta начала подготовку документов для возможности экспорта семян кукурузы?
— Мы не экономили, и сертифицировали практически все участки, все гибриды, которые производили в Украине для дальнейшей апробации и сертификации семян. Это для того, чтобы мы получили фитосанитарные документы и смогли экспортировать любой гибрид.
Второй момент: у нас есть технология, когда мы выращиваем семена кукурузы на фертильный и на стерильной основе. Представьте, что у нас есть, например, избыток стерильной формы. Или наоборот — фертильной формы в Украине. А за рубежом, у наших коллег, внутри компании, их не хватает. Понимаете, эти компоненты — они должны быть смешанными. Представляете, если во Франции, например, один компонент остается лишним, а у нас второй компонент в избытке — почему бы его не использовать? Поэтому мы экспортируем подобный материал за границу.
Есть масса вариантов для экспорта. Это не только семена готовы, но и компоненты, которые в дальнейшем будут смешаны, упакованы и обработанные за рубежом.
Насколько сложным был процесс сертификации?
— Мы этим процессом занимаемся не первый год и на местах работают опытные специалисты. Нужно просто выполнять свою работу качественно, и тогда трудности могут быть созданы только матушкой-природой. Если мы обнаружим любой патоген, который запрещен за рубежом, в том числе в Украине, то семена не может быть не только экспортировано — оно не может быть даже сертифицированы.
Когда возникают какие-то трудности, с приездом инспектора, например, мы стараемся обеспечить его доставку своими силами, чтобы не потерять те тактические сроки посещения участков гибридизации, и получить оценку посевов вовремя.
Чем мешали погодные условия в этом сезоне, или сказалась засуха?
— В этом году, действительно, были сложности, связанные с погодными условиями. При этом все семена, которые мы выработали — оно не только соответствовало украинским нормам, требованиям и стандартам, но и нашим внутренним, более жестким, как уже говорилось.
Выращивая семена, у нас есть одно важное условие при заключении сделки, при заключении контрактов с производителями: это стопроцентное размещения на орошении. Мы определили зону наиболее благоприятную для производства семян, поэтому минимально ощутили негативное влияние колебания температур.
Если нужно было поливать 10?12 раз за период вегетации — мы это делали. У нас на полях находятся сенсоры, которые подают сигналы на нашу систему, и указывают, какой уровень воды растению необходим, когда необходимо осуществить полив и в какой степени. Поэтому мы достаточно жестко мониторим процесс, и не даем растению входить в стрессовые ситуации.
Хватит семян украинским аграриям? Возможен дефицит семян по кукурузе?
— Дефицит семян может быть. Кому-то нравится один гибрид, может, и многим он более по душе, и будет наиболее востребован. Естественно, что этого гибрида может не хватить. Для этого работают наши маркетологи, которые делают соответствующие прогнозы относительно востребованности тех или иных продуктов на 3?5 лет.
В целом, дефицита семян, как такового, я не прогнозирую. Достаточно произведено семян как в Украине, так и за рубежом. Существует планирования, и эти планы выполняются практически всеми игроками на рынке. Так, может быть, недостаток определенных продуктов, не связано с экспортом или с неурожаем. Планирование семян проводится не одним годом, а 6-7 годами, когда нужно заложить производство родительских форм. Это довольно трудно спрогнозировать. (PigUA.info/Пищепром Украины)