В этом году известному немецкому бренду Fanta исполняется 80 лет. Своим появлением напиток обязан компании Coca-Cola, вернее сложному положению, в котором она оказалась во время Второй мировой войны. Работать на немецком рынке Coca-Cola начала в 1929 году, открыв завод в Эссене. Но уже через 10 лет компания владела пятьюдесятью заводами, а ежегодный объем производства достиг к тому времени 4,5 млн ящиков бутылок. Продукция Coca-Cola и без того была популярна, а спонсорство в Олимпийских играх в Берлине 1936 года вознесло ее на самую вершину успеха, компания не видела ничего зазорного в сотрудничестве с гитлеровцами. Но с началом Второй мировой войны ситуация стала меняться в худшую сторону. Главный ингредиент напитка – сироп, рецепт которого компания хранит в тайне – на немецкие заводы Coca-Cola доставлялся из США. Поэтому, когда в 1939 году началась война и американские компании прекратили работать с врагом, головной офис Coca-Cola перестал поставлять сироп, и заводы компании в Германии остановились.
Ситуация казалась безвыходной, но Макс Кайт, который отвечал за работу подразделения Coca-Cola в Германии, принял решение создать напиток на основе ингредиентов, которые были доступны в то непростое время. Основными компонентами нового напитка стали яблочный жмых и молочная сыворотка. Формулу, которая легла в основу напитка, он в шутку называл «фантастической», поскольку появилась она благодаря чудесной идее и помогла спасти Coca-Cola GmbH от разорения. Так в 1940 году появилось знаменитое название Fanta (сокращенный вариант немецкого слова fantastic).
Продажи напитка во время войны росли, во-первых, потому что большого выбора у нацистской Германии не было, во-вторых, Макс Кайт оказался отличным бизнесменом, он смог правильно организовать производство и продажи, не прогнувшись под желания гитлеровцев. В 1943 году было продано около трех миллионов бутылок Fanta. Газировку пила вся страна, а немки даже использовали ее для приготовления некоторых супов, потому что сахар выдавали в строго ограниченном количестве.
Когда война закончилась, Кайт закрыл производство в Германии и уехал в США, в головном офисе Coca-Cola его встретили как героя и предложили Coca-Cola Europe. В послевоенное время Fanta имела совсем другой вкус, отличавшийся от современного.
В апреле 1955 года производство Fanta возобновилось, Coca-Cola представила новый рецепт, благодаря которому напиток приобрел вкус апельсина. В том же году появился дизайн бутылки Fanta. Дизайнер Раймонд Лоуи предложил около 30 вариантов оформления, выбор пал на оригинальную «окольцованную» бутылку, ее рифленая поверхность создавала впечатление, что напиток только что достали из холодильника. Везде, где продавалась Coca-Cola, можно было приобрести и Fanta. Два бренда как бы работали друг на друга.
В 2004 году Fanta вновь сменила имидж. Из множества предложенных вариантов была выбрана необычная идея лондонского дизайнера Заки Элия – верхняя часть бутылки очень напоминала апельсин. Этот дизайн остается у Fanta до сих пор, подчеркивая ее веселый и беспечный имидж.
Интересно, что в СССР апельсиновый напиток попал гораздо раньше Coca-Cola, хотя и позже Pepsi. Fanta в принципе стала одним из немногих иностранных напитков, чудесным образом прорвавшихся на советский рынок сквозь железный занавес. Coca-Cola, а вместе с ней и Fanta, впервые появились в Москве в 1979 году во время подготовки к Олимпийским играм, став официальными напитками седьмой Спартакиады народов СССР – самого масштабного спортивного состязания Советского Союза, проводившегося перед Олимпийскими играми. А затем – и официальными напитками Олимпиады.
Руководству компании Coca-Cola удалось заключить контракт с компартией Союза еще до того, как США стали призывать весь мир бойкотировать Олимпиаду 1980 года. Напитки компании начали производить на нескольких московских заводах в конце 1970-х, и апельсиновый вкус Fanta узнали тысячи советских людей.
Во время Олимпиады освежающий напиток разливался в яркие одноразовые стаканчики с олимпийской символикой. Для большинства советских потребителей одноразовая посуда была почти экзотикой – ведь даже в автоматах с газировкой красовался одинокий граненый стеклянный стакан. А специальные палатки, в которых продавался напиток, привозили из Германии – в СССР на тот момент таких просто не было. После окончания Игр палатки были переданы в дар советскому правительству.
В марте 2003 года в Таиланде состоялась презентация первого голубого прохладительного напитка Fanta Blueberry Splash – со вкусом черники. В августе 2003 года в Румынии была представлена Fanta Latina со вкусом персика и грейпфрута, в ноябре 2003-го в Таиланде была запущена Fanta Neo Trio (зеленое яблоко, киви и лайм), а в марте 2004-го появилась Fanta Mango Magenta (со вкусом манго).
К 70-летию бренда компанией был создан ролик, в котором присутствует фраза «ощущение старых добрых времен возвращается». Реклама предсказуемо вызвала протест у многих, однако представители Coca-Cola заявили, что имели в виду не сороковые годы, а шестидесятые, когда появился новый апельсиновый вкус. Впрочем, из рекламы фразу от греха подальше убрали. Другим неоднозначным поступком стал выпуск «той самой» яблочной Fanta в 2015 году.
В 2017 году Fanta снова изменила дизайн, бутылка стала более «крученой», напоминая процесс выжимания сока из фруктов. Для рынка стран СНГ была специально создана Fanta со вкусом груши.
По итогам I квартала этого года чистая прибыль Coca-Cola Company увеличилась в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила $2,775 млрд, сообщила компания в своей отчетности. Операционная выручка Coca-Cola в годовом выражении сократилась на 1%, до $8,6 млрд. (Kapital.kz/Пищепром Украины)