Аграрный сектор Украины занимает наиболее значимое место, когда речь идет о показателях экспорта. По результатам первых трех месяцев экспорт продукции АПК из Украины вырос на 8% по сравнению с прошлогодним январем-мартом, и достиг почти 26 млрд долларов. При этом экспорт аграрной продукции превысил показатели экспорта металлургии вдвое.
Но всегда ли эта отрасль будет занимать столь видное место в украинской экономике? iAgro опросил экспертов и участников рынка, как изменится АПК за следующие пять лет, будет ли открыт рынок земли, соберет ли Украина 100 млн тонн урожая зерновых, и каким они вообще видят развитие сельского хозяйства.
Елена Ковалева, заместитель министра аграрной политики и продовольствия:
Я хочу, чтобы за пять лет сельское хозяйство стало в первую очередь стабильным и защищенным от рисков. Защита может быть обеспечена различными инструментами – страхование, доступное финансирование, организационная защита. Агросектору нужна стабильность.
Второе, что бы я хотела видеть в сельском хозяйстве – дешевое финансирование. Производителю никогда не надо рассказывать, что он должен делать – поверьте, наши люди знают, чего они хотят. Им надо дать дешевый ресурс, и тогда появятся очень классные инвестиционные проекты, интересные идеи и инновационные продукты.
В отечественном сельском хозяйстве должен сформироваться мощный средний класс, потому что он, с одной стороны, очень стабилен, а с другой – весьма мобилен. Верю, что у нас будет увеличиваться количество и небольших сыроварен, и малых предприятий по переработке плодово-ягодной, мясной продукции. Но среднему классу еще надо помочь сформироваться.
Что касается рынка земли, то этот вопрос был болезненным все годы существования Украины, и таким он и остается. Земля, как ресурс, используемый в производстве, должен быть оценен, потому что это дает возможность привлечь финансирование в агросектор. Но каким образом это будет сделано – через право аренды или через оборот земель – должна решать Верховная Рада.
Не зря уже сейчас парламент начал так активно говорить об обороте земель. Возможно, в следующем году, а, может быть, даже в конце этого года, такой закон будет принят. С одной стороны, у нас у всех есть опасения относительно открытия рынка земли, но с другой – огромное количество владельцев хотят реализовать свои права на землю. Кроме того, есть производители, которые в условиях отсутствия права собственности на землю не могут планировать свою деятельность на многие годы вперед, и есть отрасли, которые нуждаются собственности на землю – животноводство, садоводство, виноградарство.
Сельское хозяйство Украины показало, что мы иногда неожиданно и очень быстро можем занимать лидирующие позиций на внешних рынках, и я хочу, чтобы эта тенденция сохранялась. Но для этого нужно проводить работу внутри страны – внедрять систему НАССР и систему прослеживаемости продукции, которым еще нужно научиться.
Сергей Феофилов, генеральный директор консалтинговой компании «УкрАгроКонсалт»:
Рынок земли в Украине будет, вопрос только в том – в какой форме, потому что открывать его можно очень по-разному. Поэтому вопрос не в том, будет он или нет, а как он будет запущен.
Соберет ли Украина урожай в 100 млн тонн зерновых и масличных в год? Возможно, на пике особо уникального года с благоприятным сочетанием погоды и других факторов может быть такой уровень производства. С точки зрения технологий, естественно-климатических условий это может быть достигнуто, но вопрос – насколько это будет выгодно. Ведь гораздо выгоднее производить больше продуктов с большей добавленной стоимостью. Соответственно, главное – не 100 млн тонн или 120 млн тонн, а то, чтобы получить за эти миллионы тонн хорошую выручку.
Евгений Милованов, президент Федерации органического движения Украины:
Прогнозирую, что в ближайшие пять лет номенклатура органических продуктов будет увеличиваться, будет расширяться как экспорт этой продукции, так и потребление ее в Украине. Но если мы будем говорить об экспорте, то доля переработанных продуктов будет расти, а сырьевых – сокращаться. С точки зрения географии – доля Европы будет уменьшаться очень сильно, а расти будет североамериканское направление, и в десятки раз – азиатское.
На этом пути предстоит преодолеть самую большую проблему – низкий уровень платежеспособности населения. Но это глобальный вопрос, он касается не только органического направления сельского хозяйства. Вторая проблема – необходимо популяризировать саму идею органической продукции – усиливать информирование как производителей, так и потенциальных потребителей относительно особенностей и преимуществ органического производства с точки зрения безопасности, влияния на землю и экологию. По моему мнению, на государственном уровне должно поддерживаться только сертифицированное органическое производство, а конвенциональное (неорганическое) не должно поддерживаться вообще.
Альтернативы открытию рынка земле нет – Украина ни в коем роде не является уникальной страной по сравнению с любым государством мира. Если рынок открыт везде, он рано или поздно будет открыт и у нас.
Что касается органического производства, то для него вопрос рынка земли еще более актуален, так как в органическом сельском хозяйстве не применяются интенсивные подходы, производители больше вкладывают в потенциал самой почвы, ее жизнеспособность. А вкладывая в течение нескольких лет средства в органическое производство на арендованных землях, производитель никогда не будет уверен, что сможет воспользоваться плодами своих усилий – ведь владелец участка может и передумать сдавать его в аренду.
А что касается опасений относительно покупки земли иностранцами, то есть десятки замечательных примеров, как при внедрении рынка земли защитить национальные интересы.
Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации:
Нынешняя пестрота политических событий может так изменить ситуацию, что трудно будет себе даже представить. Но что касается рынка земли, то однозначно – через пять лет он уже будет функционировать. Я также уверен, что будет расти доля крупных производителей в агросекторе, потому что это мировой тренд.
Сегодня крупные вертикально-интегрированные аграрные компании имеют преимущества над средними и малыми, потому что в таком случае прибыль концентрируется в одних руках. Также они могут обеспечить полноценную и всеохватывающую диджитализацию своего бизнеса, и без посредников производить и поставлять продукцию конечному потребителю в любую страну мира.
В основном наш потребитель находится в зоне Индокитая и Ближнего Востока, а малому и среднему бизнесу трудно самостоятельно поставлять продукцию в данный регион, тогда как использование посредников означает потерю части прибыли. Даже в Соединенных Штатах очень динамично идет укрупнение агробизнеса. После того, как были сняты ограничения на площади земель в одном фермерском хозяйстве, количество крупных предприятий начало стремительно расти.
Именно открытие рынка земли будет содействовать созданию крупных предприятий, потому что земля станет надежным обеспечением для получения долгосрочных финансовых ресурсов, и именно дефицит этих ресурсов сегодня сдерживает средние предприятия от развития.
В то же время мелкие производители не исчезнут, а останутся работать в производстве нишевой продукции, которая не интересна крупному бизнесу. Но производство зерна, молока и мяса, а также их переработка будет за крупными вертикально-интегрированными компаниями. Также данную продукцию будут производить и средние сельскохозяйственные предприятия, но они будут нуждаться в сотрудничестве с кооперативами и другими посредниками, которые частично будут забирать их прибыль.
Олег Нивьевский, преподаватель Киевской школы экономики:
Тенденция такова, что бизнес движется в направлении укрупнения, поэтому концентрация в агросекторе будет продолжаться. А рынок земли уже будет запущен через два года. Это несложно проанализировать – новый парламент может принять соответствующий закон в конце этого года или в начале следующего, и через год после этого рынок заработает.
Объемы сельскохозяйственного производства в Украине в дальнейшем будут расти, но доля именно аграрного производства в экономике страны будет уменьшаться. По крайней мере, я на это надеюсь, иначе что же это за экономика, в которой агросектор занимает такую большую долю? У нас экономика восстанавливается, а когда она растет, то доля сельского хозяйства уменьшается – как в экспорте, так и в ВВП. (Новости/Пищепром Украины)