“В 2018 году на внутреннем рынке Украины было продано, по очень приблизительным оценкам, около 1 тыс. тонн голубики и 440 тыс. тонн свежего яблока. Если средняя розничная цена на голубику составляет 150 грн/кг, а на яблоко 6 грн/кг, то в денежном эквиваленте 3 млрд. грн. – это рынок яблока и 150 млн грн – это рынок голубики. Еще 5 лет назад голубика на внутреннем рынке Украины практически не продавалась. Соответственно, эти 150 млн. грн – это те деньги, которые голубика отобрала у яблока, ведь потребители не потратили эти деньги на яблоки, потому что появилась такая новомодная ягода как голубика”, – пояснил Андрей Ярмак, экономист инвестиционного центра Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) во время тренинга по аналитике аграрного рынка, который состоялся на днях в Сумском национальном аграрном университете (СНАУ) в Украине. Он также отметил, что, конечно, голубика отобрала деньги не только у яблока, но и у бананов, земляники садовой и, возможно, иных продуктов не плодоовощной группы, на покупку которых у потребителей осталось меньше средств после покупки голубики. Об этом сообщает интернет-портал EastFruit.
Особое внимание специалист уделил такому фактору, как эластичность спроса. По словам специалиста, на мировом рынке потребления существует лишь 4-5 продуктов с практически нулевой эластичностью. Одним из лучших примеров является соль – то есть продукт, который невозможно заменить другими продуктами. Однако в сегменте фруктов и ягод ситуация совсем другая.
“Представьте себе торговую раскладку в магазине, на рынке, в супермаркете. Разве там только одни яблоки? Кто является самым сильным “конкурентом” яблока в борьбе за потребителя? Это банан, и, в зависимости от сезона – мандарин и апельсин, а летом – сезонные бахчевые культуры, овощи и ягоды. Поэтому эластичность спроса – это очень важная вещь для понимания. Если люди придут в магазин и посмотрят, что яблоко стоит не 6 грн., а 12 грн., а банан и апельсин по 10 грн, то с высокой вероятностью люди с невысоким уровнем дохода выберут именно банан и апельсин”, – отметил он.
Однако в большей степени “убивают” продажи яблок в мире именно ягоды, хоть они и значительно дороже яблока, на них тратятся больше средств. В Украине ягоды в розничной торговле в сезон стоят относительно дешево, если сравнивать с ценами в других странах, поэтому они довольно существенно влияют на потребление яблока.
Пример эластичности рынка специалист также продемонстрировал и на такой культуре, как картофель.
“Какие риски при его производстве? Самая большая проблема заключается в том, что его трудно экспортировать, ведь он относительно дешев и транспортные расходы на любое серьезное расстояние будут стоить дороже, чем сам картофель. Единственное, что вы можете сделать в данном бизнесе – это вырастить его с минимальными затратами. Но это даже не самая большая проблема, трудности заключаются в том, что картофель можно заменить другими продуктами. Эластичность спроса в данном случае сумасшедшая. Предположим, что картофель подорожал в 10 раз. Тогда его будут покупать значительно меньше, ведь картофель потребляется преимущественно, в качестве гарнира, и его можно заменить кашами, крупами, макаронными изделиями, овощами и тому подобное. Картофель – это некритичный продукт. Конечно, эластичность спроса на продукты существенно различается в зависимости от уровня дохода потребителя. Богатый потребитель, если он хочет именно картофель, заплатит за него в 10 раз больше, несмотря на цену, а бедный найдет более дешевую альтернативу”, – отметил Андрей Ярмак. (АПК-Информ/Пищепром Украины)