Украинские фермеры в разы увеличили экспорт выращенных ими свежих и замороженных ягод на внешние рынки. Их ключевой партнер – Европа, где особо популярны голубика, малина, черника и клюква, пишет журнал Новое Время.

Раньше на месте ягодной фермы Озеряна в Брусиловском районе Житомирской области торчали сорняки. А теперь – вот уже четвертый год подряд – четкими длинными рядами растут кусты с гроздьями бархатной голубики.

Озеряна – ферма небольшая: около 1 га. Но уже сейчас серьезно расширяется: собственники в 4,5 раза увеличивают ее площади и закладывают новые плантации голубики. “Есть планы и на ежевику с малиной”, – рассказывает Ярослав Мовчун, один из основателей хозяйства.

За последние четыре года экспорт украинской замороженной клубники увеличился в 4 раза, клюквы и черники – почти в 7 раз, а свежей малины и вовсе в 316 раз – с 3,4 т в 2014-м до 1 тыс. т в 2017 году, подсчитали в Ukrainian Berries Association.

Только за первые шесть месяцев 2018 года страна экспортировала плодово-ягодной продукции на сумму $100 млн, подсчитали в ассоциации Укрсадпром. Это на 59% больше, чем за аналогичный период 2017-го.

Основными продуктами в товарной структуре экспорта остаются грецкие орехи ($64 млн), замороженные ягоды ($23 млн), яблоки и груши ($8 млн). 60% украинского экспорта уходит в страны Евросоюза.

В покорении Европы местным фермерам помогла девальвация гривны. “Украинские ягоды стали конкурентными в цене”, – рассказывает Ирина Кухтина, президент Ukrainian Berries Association. И если в 2012-2013 годах страна в основном импортировала замороженную ягоду (для переработки), то теперь бурно развивается экспорт, уже переросший по объемам поставки извне. При этом растет и внутреннее потребление.

Завоевание Европы

В этом году фермерское предприятие Украинская ягода, расположенное в Житомирской области, планирует половину выращенной на своих полях голубики продать на рынки ЕС. Туда же они отправят большую часть малины, предварительно ее заморозив.

Директор компании Тарас Баштанник рассказал, что планирует поставить на европейский рынок 260-300 т ягод. В прошлом году объем экспорта был меньшим – 200 т.

ЕС – главный мировой потребитель украинских ягод. Малину, ежевику и смородину больше всего любят в Польше: туда в прошлом году “ушло” почти 8,5 тыс ягод.

Именно ЕС – главный мировой потребитель украинских ягод. К примеру, отечественную малину, ежевику и смородину больше всего любят в Польше: туда в прошлом году “ушло” почти 8,5 тыс. т.

Сразу 719 т украинской клюквы, черники и голубики “поглотили” Нидерланды, еще 1 тыс. т этих ягод фермеры из Украины отправили в Великобританию, Польшу, Литву и другие европейские страны.

Кроме того, в прошлом году крупнейший европейский производитель соков – нидерландский SVZ – открыл подразделение по закупке ягод в Украине.

Теперь соотечественникам придется научиться и перерабатывать ягоды, считает Лилиана Дмитриева, собственница ягодного питомника Брусвяна. Ведь будущее отрасли – за профессиональной переработкой или выращиванием премиальных сортов. Это позволит получать большую маржу.

Еще вырастут

Ферма Озеряна – современное хозяйство не только по технологиям, но и по каналам продаж: большая часть ягод находит себе покупателей в соцсетях – Facebook и Instagram. Мовчун с удовольствием отмечает, что внутренний рынок растет: средний заказ на одного клиента за последние пару лет удвоился – с 2,7 кг до 4,6 кг.

Спрос в Украине действительно увеличивается. И связан этот процесс с модой на здоровый образ жизни, поясняет диетолог Оксана Скиталинская.

К тому же, как уверяет Кухтина, покупатели становятся требовательнее к качеству. Это на руку специализированным хозяйствам, ведь их продукция превосходит “классических” производителей – обычных селян или дачников с рынков.

Правда, фермеры пока отстают по объемам производства, но постоянно расширяют ассортимент.

К примеру, в этом году на прилавках магазинов появилась нишевая ягода – жимолость.

А голубика, которая еще недавно была довольно редким гостем на столах украинцев, в последние два года стала привычным продуктом. “Голубика – топ продаж последних лет, – говорит Дмитриева. – Площади ее производства растут с неописуемой скоростью”.

Еще одна перспективная ягода – облепиха, которая пока не стала популярной среди украинских фермеров, но имеет все шансы на это, считает Дмитриева. Сейчас в стране закладывают сразу несколько плантаций этой культуры. “Облепиха хорошо растет на глинистой почве, переносит заморозки и засуху”,- уверяет она. С облепихой или без, но эксперты единодушны: украинская ягода продолжит свою экспансию на внешнем и внутреннем рынках. (Новое Время/Пищепром Украины)

Добавить комментарий