В Украине быстро развивается производство, потребление и экспорт органических продуктов. Этому, прежде всего, способствует активная позиция общественных организаций, ассоциаций, международных проектов, деятельность которых направлена на популяризацию данного направления. Однако самое главное – большое желание среди прогрессивных фермеров, руководителей крупных латифундий возделывать и продавать чистую органическую продукцию.
Чтобы осознать, что Украина действительно серьезно работает в этом направлении и не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, можно привести интересные информационные данные от экспертов. Так, в нашей стране (кстати, также, как и в Польше) доля реализуемой органической продовольственной продукции отечественного производства составляет 50%, информируют Экономические Известия.
Украина постепенно превращается в довольно мощного товаропроизводителя органической продукции и сырья в Европе. Здесь размещены 75% европейских площадей органической гречихи, 70% – проса, 28% – подсолнечника и 24% – кукурузы.
Площадь земель под органическим производством в настоящее время составляет 441,2 тыс.га. Из них 92 тыс. га – земли переходного (конверсионного) периода. Доля сертифицированных органических площадей приближается к 1% от всех сельскохозяйственных угодий страны. Кроме того, в Украине сертифицировано 550 тыс. га дикоросов.
“По мониторинговым данным, в 2017 г, общее количество сертифицированных операторов (органической продукции) составляло 426 компаний, из которых 294 – сельскохозяйственные товаропроизводители. Также в Украине имеются сертифицированные перерабатывающие предприятия, 50 импортеров и 30 экспортеров органического сырья и продовольствия”, – отмечает заведующая отделом земельных отношений и природопользования Национального научного центра “Институт аграрной экономики”, доктор экономических наук Ольга Ходаковская.
Как считает председатель правления Федерации органического движения Украины Евгений Милованов, сегодня есть все предпосылки говорить, что доля таких земель для возделывания на них органической продукции в Украине в 2017 году увеличилась на 1% по сравнению с 2016-м.
Это незначительное увеличение, но прогресс в этом деле является довольно ощутимым, если взглянуть на динамику в цифрах по разным аспектам рынка.
Так, по данным Федерации, если в 2002 году площадь таких земель составляла 164,4 тыс. га, в 2009-м – 270,2 тыс. га, в 2014-м-400,1 тыс. га, то в 2018 – 441,2 тыс. га. Тоже самое можно сказать и о хозяйствах, специализирующихся на возделывании органической продукции: с 2002 года их количество стало в 10 раз большим.
Большинство хозяйств, занимающихся производством органической продукции, расположены в Киевской (58), Одесской (38), Херсонской (38), Харьковской (29) и Житомирской (27) областях. По площади сертифицированных сельскохозяйственных угодий лидируют Одесская (102,2 тыс.га), Херсонская (75,9 тыс.га), Днепропетровская (37,7 тыс. га) и Житомирская (31,6 тыс.га) области. Все эти хозяйства очень разняться по площадям – от нескольких гектаров до нескольких тысяч гектаров пашни.
“Традиционно все эти годы сложилось так, что в Южной Украине такие хозяйства возделывают органические зерновые, зернобобовые и масличные культуры. Через черноморские порты эта продукция поступает в разные страны, включая и ЕС. На Западной и Северной Украине – это производство грибов, ягод, плодов, орехов. Там, большое внимание уделяют возделыванию продукции именно для внутреннего потребления”, – отмечает Евгений Милованов.
И все же в Украине еще недостаточно специализируются на производстве органических плодов и ягод, отдавая преимущественное предпочтение выращиванию зерновых культур.
“В структуре сертифицированных сельскохозяйственных угодий 82% занимают пахотные земли. Около 12% – пастбища. Под многолетними насаждениями находится 2%. Около 60% посевов занимают пшеница, ячмень, подсолнечник и кукуруза. Остальные посевные площади отводятся под горох, рапс, гречиху, сою, рожь, овес, сорго, просо, горчицу, сахарную свеклу, эспарцет и др. Поэтому предложение украинской органической продукции, поставляемой на экспорт, представлено преимущественно зерновыми, масличными и бобовыми культурами, а также ягодами, фруктами и дикоросами. Несмотря на то, что органическое производство является сравнительно новым направлением для Украины, по отдельным группам культур она занимает лидирующие позиции как в Европе, так и в мире в целом. В частности, ей принадлежит 26% сертифицированных по органическим стандартам мировых площадей подсолнечника, 49% – гречихи, 43% – проса, 11%- спельты, 9%- ячменя, 8%- кукурузы, более 5% – пшеницы и ржи”, – отмечает Ольга Ходаковская.
Следует отметить, что Украина занимает первое место в мире по площади сертифицированных по органическим стандартам подсолнечника и гречихи. Кроме того, она входит в первую десятку мировых лидеров по площади органических зерновых (ячмень, кукуруза, пшеница), а также овощей и бобовых.
Тем не менее, как отмечают специалисты Национального научного центра “Институт аграрной экономики”, помимо привычных для нас товаров – пшеница, кукуруза, ячмень, соя, спельта, пшено и т.п. – в органическом экспорте встречаются и такие “экзотические” растения как бузина, черника, березовый сок, облепиха, шиповник, ромашка, кориандр, различные сухофрукты и другие.
А вот среди товаров с высокой долей добавленной стоимости в органическом экспорте следует упомянуть подсолнечное масло, соки, джемы, хлопья, яблочный концентрат, муку, замороженные или сушеные ягоды и т.п.
Основными странами-импортерами органической продукции остаются государства ЕС. Это, в частности, Нидерланды, Германия, Швейцария, Великобритания, Италия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия. Хотя экспортные поставки происходят и в более далекие страны, такие как США, Канада и страны Азии.
Евгений Милованов особо отмечает некоторые успехи наших производителей и экспортеров органической продукции и в экзотических странах. Так, чистые пищевые продукты и сырье уже знают страны арабского региона, а также Новая Зеландия и Австралия.
Производство органической продукции в Украине за последние пять лет выросло в два раза. В 2016 г. объем производства в денежном выражении составил 21-22 млн. евро, о чем свидетельствуют данные Министерства аграрной политики и продовольствия. В 2017 г., по мнению Ольги Ходаковской, этот объем достиг 29 млн. евро.
Как считает заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Елена Ковалева, в дальнейшем по этой продукции будет наблюдаться прирост 15% ежегодно.
Что касается денежного выражения объемов экспорта органической продукции, то есть данные за 2015 и 2016 гг., когда, по мнению руководителей Федерации органического движения, от продажи таких товаров за рубежом было получено 21 млн. и 40 млн евро, соответственно. За 2017 г. данных пока что нет.
“В настоящее время внутренний рынок органической продукции назвать развитым нельзя. В первую очередь, это связано с низкой покупательной способностью населения и недостаточным доверием украинского потребителя к органической продукции. По нашим прогнозам, емкость рынка будет расти, и уже через пять лет она может удвоиться. Но для этого нужно применить определенные меры: завершить формирование нормативно-правовой базы, повышать информированность населения о преимуществах органической продукции, расширять ассортимент продукции и доверие потребителей””, – говорит Ольга Ходаковская.
Тем не менее, органическая продукция прочно входит в “быт” украинцев, несмотря на то, что она стоит в 1,5-3 раза дороже “обычной”. Эксперты отмечают, что ныне просто невозможно посчитать количество магазинов и супермаркетов, где сбывается такая продукция – их число исчисляется десятками тысяч. Почти в каждом из них продается хотя бы 2-4 органических продукта.
Для экспорта у наших производителей есть очень большое европейское “окно”. Так, как говорит председатель наблюдательного совета “ЭтноПродукт” Олег Жуковский, в странах ЕС ниша органического сырья еще является незаполненной, и там потребляют больше экотоваров, чем производят. По его же словам, каждый год объемы потребления таких продуктов в странах ЕС растут на 10%.
Делу увеличения объемов производства, внутреннего потребления и экспорта органической продукции будет значительно способствовать принятый в 2018 г. специальный закон, которым заложена немалая финансовая поддержка со стороны государства, начиная с 1 января 2019 года.
Но уже сейчас Украина широко известна, как весомый производитель и экспортер органической продукции, что и подтверждается ежегодным проведением специализированных выставок, посвященных экотоварам. В прошлом году это мероприятие, где активное участие принимали сотни украинских и зарубежных производителей экотоваров, за несколько дней посетило 100 тыс. человек, среди которых немало было и представителей западного бизнеса. (Экономические Известия/Пищепром Украины)