22 февраля Россельхознадзор объявил о решении с понедельника – 26 февраля временно приостановить поставки в Россию ряда молочной продукции из Беларуси. Запрет распространится на молоко наливом и пастеризованные, стерилизованные и ультрапастеризованные сливки наливом, а также на сухие, концентрированные, консервированные и сгущенные сливки, молочную сыворотку, сывороточный концентрат и молочный белок. The DairyNews собрало в один материал мнения и реакции участников российского и белорусского рынков на предстоящее эмбарго.
Официальные заявления и мнения экспертов несколько расходятся в вопросе причин запрета.
Позиция Россельхознадзора такова: решение принято по итогам совещания и обсуждения принятия мер в связи с продолжающимся поступлением небезопасной молочной продукции из Республики Беларусь в Российскую Федерацию, Россельхознадзор до проведения соответствующих переговоров с ветеринарной службой Республики Беларусь и урегулирования ситуации с обеспечением безопасности белорусской продукции с 26 февраля 2018 года вынужден ввести временные ограничения на поставки в Россию продукции, в которой выявлялось наибольшее количество нарушений.
Заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов:
– Нарушения, выявленные в белорусской молочной продукции, позволяли полностью и на неопределенное время запретить ее ввоз на территорию России. Запрет на поставки в Россию некоторых видов белорусского молока и молочной продукции введен из-за неоднократно выявленных нарушений требований безопасности. Любую другую страну при таком количестве выявлений мы бы закрыли полностью и надолго, но Белоруссия, во-первых, братская страна, во-вторых, внутри ЕАЭС, поэтому мы такие удивительно мягкие меры при таком количестве выявлений, которые десятками исчисляются с начала года, и применяем.
Александр Ткачев, министр сельского хозяйства РФ:
– Я поддерживаю усиленный контроль за ввозом сухого молока и молочной продукции из Белоруссии, потому что, к сожалению, за последнее время мы видим налицо факты фальсификата и расширения через Белоруссию реэкспорта некачественной продукции.
Минсельхоз дал поручение Россельхознадзору разработать методику выявления сухого молока и в молоке, и в молочных продуктах. Это позволит значительно очистить рынок, улучшить ситуацию по качеству продукции.
Эксперты отмечают, что решение о запрете белорусской молочки можно считать политическим. Аналитики высказывают мнение, что это был наиболее легкий способ поддержать в сегодняшних условиях падения цен отечественную отрасль.
Василий Узун, профессор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС при Президенте РФ
– Импортировать дешевое сырье и обеспечивать тем самым работой внутреннего переработчика, продавая на внутреннем рынке дорогие продукты переработки – это оптимальная экономическая стратегия. А сейчас мы сыграли скорее на руку белорусским молочникам, которым куда выгоднее продавать нам дорогую молочную продукцию, а не дешевое сырье.
Вадим Семикин, эксперт молочного рынка ИКАР:
– РФ импортирует огромные объемы сухого молока из Беларуси, близкие к уровню валового производства внутри страны. За два неполных месяца 2018 Беларусь дважды снизила экспортные цены на сухое обезжиренное молоко, в результате чего на российском рынке его ценовой уровень снизился до значений 2013 года.
Отечественные предприятия не могут выдержать конкуренцию по цене, в результате чего на складах скопились критические объемы сухого обезжиренного и сухого цельного молока. Во многом по причине этих факторов рынок столкнулся с тем, что в январе-феврале резко упали цены на молоко-сырье. Поэтому, на мой взгляд, шаг Россельхознадзора по защите рынка молока является своевременным и верным. Ограничение поставок позволит реализовать скопившиеся запасы и удержать цены на сырье от дальнейшего обвала, который для данного времени года не характерен.
Алексей Пилько, директор Евразийского коммуникационного центра:
– Причины очередного эмбарго носят исключительно экономический характер. Возможно, какая-то продукция не соответствует стандартам, но это вовсе не означает, что она некачественная, ибо стандарты бывают разные. Возможно, в какой-то партии обнаружены проблемные продукты. В любом случае, это предстоит выяснять и обсуждать.
Никаких политических разногласий, которые могли бы повлиять на решение российской стороны, между Москвой и Минском сейчас нет, указал эксперт. Все вопросы по поставкам нефти, нефтепродуктов, газа давно решены, Таможенный кодекс подписан. Упоминаний в СМИ относительно каких-либо новых проблем не было. Поэтому вопрос, скорее всего, чисто технического свойства.
Реакция Минска
Зинаида Берещенко, Минсельхозпрод РБ:
– Причины закрытия нам неизвестны, но мы в любой момент готовы выехать для консультации. Сегодня нам пришло письмо (о намерении ограничить ввоз продукции из Белоруссии в Россию. – RNS). Однако письма с перечнем продукции у нас нет.
В Минсельхозпроде отметили, что удивлены решением российских властей.
26 февраля состоятся первые переговоры по проблеме.
Следствия
Марина Петрова, гендиректор Petrova five consulting:
– Речь идет о запрете ввоза: молока и сливок пастеризованных, стерилизованных и ультрапастеризованных наливом, молока и сливок сухих, концентрированных, консервированных и сгущенных, сыворотки молочной наливной, концентрированной, сухой, концентрата сывороточного и молочного белка.
Все это не продукция для конечного потребителя, а сырье для последующей переработки. Объемы поставок из Белоруссии сухого молока в 2017 году составили более 100 тыс. тонн, что соответствует примерно 80% всего импорта этого продукта. Если говорить о сухой сыворотке, то объемы белорусских поставок в 2017 году составили порядка 90 тыс. тонн.
Ситуация на российском рынке будет, в первую очередь, зависеть от того, насколько долгим окажется запрет. Если он продлится месяц-полтора, то на рынке ничего особенного не произойдет, так как, во-первых, на складах российских производителей скопился большой объем сухого молока, а его цена несколько выше белорусской продукции. При этом многие производители говорят, что рынок сегодня не выдержит даже минимального роста потребительских цен.
Другое дело, если запрет продлится дольше. В этой ситуации последствия будут тяжелыми – рынок ждет, как минимум, 40%-й рост цен на молочные продукты, падение спроса и новая волна фальсификата вследствие попыток производителей создать доступный по цене эрзац-продукт. Однако я полагаю, что этого не произойдет и либо запрет продлится недолго, либо, что более вероятно, Россельхознадзор в уже ближайшее время ограничит запретительные меры списком конкретных заводов, оставив импорт на том уровне, чтобы и спрос на российское сухое молоко вырос и потребители не пострадали.
Екатерина Захарова, ведущий аналитик Центра изучения молочного рынка (ЦИМР):
– По данным Центра изучения молочного рынка, в январе-ноябре 2017 года Республика Беларусь поставила в Россию примерно 93229,7 тонн сухого обезжиренного молока (СОМ), на 8,1% меньше, чем в соответствующий период 2016 года, импорт сухого цельного молока (СЦМ) из Республики Беларусь в январе-ноябре составил всего 2173,2 тонны, на 94,1% меньше, чем в 2016 году. Объем поставок сухой сыворотки составил в данный период 2017 года 46011,9 тонн, на 21,6% меньше, чем в 2016 году. Если рассматривать долю Республики Беларусь в поставках на российский рынок СОМ, СЦМ и сухой сыворотки, то в январе -ноябре 2017 года она составляла 83,5%, в соответствующий период 2016 года -81%.
Временный запрет на импорт белорусской продукции поможет снять излишки молока с рынка, что должно способствовать росту цены на сырое молоко, что в свою очередь поможет российским производителям, и разумеется российские переработчики молока тоже от этого запрета должны выиграть.
Конкуренция со стороны белорусов временно исчезнет. Однако здесь есть один нюанс, под запрет попали не все категории молочной продукции, например, сыры не попали, а рынок сыров также затоварен, и в том числе из-за белорусских поставок. Белорусское молоко вероятно продолжит поступать на российский рынок в том же объеме, но уже не в виде сухих молочных продуктов, а в виде других категории молочной продукции. Дефицита молочной продукции на российских прилавках ждать не стоит, дефицит сырого молока как таковой на российском рынке и так есть, около 6 млн тонн, просто в отдельные периоды, на отдельных рынках (сухое молоко, сыры) накапливаются излишки и давят на рынок, на цену сырья (молока) прежде всего.
Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка (ЦИМР):
– Закрытие РБ даст возможность отечественным предприятиям. В настоящее время российские предприятия имеют большие запасы сухого молока на складах. Излишки существуют и, если вдруг Беларусь закрыта, это подстегнет рынок в достаточно позитивном ключе.
Беларусь снизила экспорт в Россию, но РФ по-прежнему остается крупнейшим покупателем. В случае полного закрытия, на их рынке серьезно упадет цена, и в итоге эта цена может повлиять на цену и в РФ в будущем.
С другой стороны белорусские предприятия просто перестанут сушить и будут поставлять молоко в виде другой продукции.
Дмитрий Рылько, директор ИКАР:
– Временные ограничения будут способствовать остановке снижения цен.
Ильдар Файзуллин, гендиректор Уфагормолзавод:
– Полностью поддерживаю позицию по приостановке ввоза белорусской продукции. Думаю, на решение повлияло выступление Рустама Минниханова. Пока не уточняют сроки, и это тревожит. Запрет нужно ввести минимум на три месяца: за это время предприятия постарались бы расторговать все излишки. Очень своевременное решение, потому что фермеры Башкортостана уже готовы продавать молоко по цене себестоимости и ниже – по 18-20 рублей, не в канализацию же его выливать. Но чтобы ситуация на рынке стабилизировалось полностью, необходимо продлить действие запрета до конца года, тогда мы действительно почувствуем разницу. Предприятия, которые работают на сухом молоке не пострадают: во – первых, на складах его очень много, во-вторых есть запасы российского сухого молока.
(Цитата по порталу Союзмолоко Милкньюс)
Борис Дегтярев, директор ООО “Фабрика Фаворит”:
– Запрет белорусского молока прежде всего выгоден производителям и продавцам фальсификата. Принятое решение – это наиболее легкое популистское решение. Бороться с фальсификатом сложнее, а кому то и не нужна эта борьба.
Сергей Игнатьев, директор Нижнекамского молкомбината:
– Эффект от запрета на ввоз в Россию белорусской продукций будет ощутим не сразу. Например, сухим молоком участники рынка уже успели закупиться в достаточном количестве. Только в ПФО в прошлом году было ввезено сухого молока на 6 млн долларов. Первые результаты от запрета мы увидим через месяц – два. В Татарстане перестанут падать и поднимутся цены на сырое молоко, вырастет спрос на сырьё. Таким образом будет решена задача по поддержке молокопроизводителей. В период “большого молока” благодаря этой мере, сумеем принять и переработать больше отечественного сырья.
(Цитата по порталу Союзмолоко Милкньюс)
Артем Белов, исполнительный директор Союзмолоко:
– Не считаю, что закрытие белорусских предприятий серьёзно повлияет на ситуацию в России, потому что у нас неплохая сырьевая база, успешно сейчас развивается переработка, а также неплохие объёмы запасов по данным позициям, которые в том числе были закрыты, сосредоточены сейчас на складах. Многие из них в два раза превышают те запасы, которые были в прошлом году.
У нас уровень самообеспечения около 75%, ещё порядка 20% нам поставляют наши белорусские братья. И примерно 5% приходится на третьи страны. Честно говоря, не ожидаю, что временные ограничения могут серьёзным образом сказаться на ситуации как в сегменте переработки, так и в сегменте готовой продукции. Думаю, что потребитель происходящего вообще не заметит, на нём это никак не скажется.
Союзмолоко:
– Беларусь является основным поставщиком молочной продукции в Россию. Объем поставок оценивается в 79% от общего объёма. Максимальная доля импорта из Беларуси (рассчитанная на основе объема импорта) зафиксирована в таких товарных категориях, как: творог (99%), кисломолочная продукция (94%), молоко и сливки питьевые (92%).
Тем не менее Россия последние годы активно наращивала производство товарного молока – на 2-3% в год. Производство готовой продукции также увеличивалось. В данный момент при снижающемся спросе из-за падения покупательской способности населения образовался профицит продукции и рекордные запасы на складах. В этой связи говорить о возможном дефиците не стоит, уверены в Союзмолоко.
В организации подчеркнули, что не обладают данными и результатами исследований, подтверждающими нарушения со стороны Беларуси, однако уверены, что диалог внутри ЕАЭС поможет решить данную проблему.
Инна Гармель, шеф-редактор портала “agroLIVE”:
– Молочная война между Беларусью и Россией носит долгосрочный характер и нет никаких оснований утверждать, что она закончится. Причина эта прежде всего политическая, потому что экономические отношения здесь играют вторичную роль.
Елена Бабкина, заместитель генерального директора ОАО “Савушкин продукт”:
– Решение, если посмотреть сообщение, принято в отношении сухой молочной продукции. Свою молочную продукцию в упаковке мы продолжим поставлять.
Предприятие будет работать в сложившихся условиях и временно прекратит поставлять сухую молочную сыворотку в Россию. При этом отмечу, что продукция предприятия “Савушкин продукт” поставляется не только на российский рынок. (DairyNews.ru/ Пищепром Украины)