По данным Международного Торгового Центра (ITC), мировой экспорт свежего чеснока практически утроился в 2006-2016 гг., сообщает проект “АПК-Информ: овощи и фрукты”. Буквально в течение одного десятилетия объемы международной торговли чесноком выросли с $1,2 млрд. до $3,6 млрд.
Не секрет, что лидером в мировом экспорте чеснока выступает Китай, который за прошедшее десятилетие смог укрепить свои позиции, увеличив долю в общемировой экспортной выручке с 67% до 73%.
Помимо Китая, в топ мировых экспортеров чеснока входят поставщики из ЕС, Южной Америки, а также Мексика, США и Индия. Что касается Украины, несмотря на значительный интерес участников сельскохозяйственного бизнеса страны к выращиванию чеснока, введение квот на импорт со стороны ЕС и широкое освещение перспектив бизнеса и экспорта в специализированной прессе, Украина в 2016 г. заняла лишь 43-е место в общемировом рейтинге экспортеров. Более того, украинские поставщики уступили в объемах экспортной выручки даже странам, где выращивание чеснока, в принципе, проблематично или практически невозможно (Оман, Сирия, Сингапур, Саудовская Аравия и т.д.).
Однако, как считает Анна Морозова, глава СОК “Чесночный кооператив “УКРАП”, уже в ближайшее время Украина может совершить настоящий прорыв на международном рынке чеснока. По данным эксперта, только за последние 3 года площади под этой культурой в стране в коммерческом секторе увеличились втрое. Более того, интерес к чесноку проявляют не только небольшие хозяйства: за указанный период в свою структуру чесночные плантации включило сразу 3 крупных агрохолдинга.
“Я уверена, что увеличение площадей под чесноком в Украине не является временным трендом, – говорит Анна Морозова, – Более того, такие тенденции в будущем будут только усиливаться. Связано это с тем, что украинские фермеры делают ставку не только на производство чеснока, но и активно выращивают воздушную луковицу, то есть, наращивают производство собственного посадочного материала”.
При этом эксперт подчеркивает, что уже сегодня украинским чесноком активно интересуются покупатели из ряда стран, что говорят о высоком экспортном потенциале.
“Украинским чесноков интересуются не только европейские страны, такие, как Латвия, но и покупатели из Бразилии, есть запросы из Малайзии. Спрос есть, но пока у нас нет объемов, соответственно мы не можем гарантировать стабильные поставки. Но я уверено, что это – вопрос времени”, – подчеркивает Анна Морозова.
При этом эксперт отмечает, что украинские аграрии делают акцент не только на наращивании объемов урожая, но и на предпродажной доработке и упаковке продукции.
“Мы ни в коем случае не будем продавать чеснок насыпом, как это делается сейчас. Такое нельзя назвать продукцией, – подчеркивает глава СОК “Чесночный кооператив “УКРАП”, – Мы стремимся предложить как украинскому, так и иностранному покупателю качественную продукцию, отсортированную и упакованную. Мы не ставим своей целью брендировать продукт, это не обязательно. Но обязательно, чтобы на той продукции, которая будет отгружаться на экспорт, было указано “Made in Ukraine”. Чтобы покупатели больше интересовались нашей страной и в итоге сами приезжали в поисках партнеров”. (АПК-Информ/Пищепром Украины)