Последние годы сельское хозяйство Украины демонстрирует последовательный рост и ставит рекорды по отдельным показателям, например, по сбору зерновых (66 млн. тонн в 2016/17 маркетинговом году), по доле в ВВП страны (более 12% в 2015 г.), по доле в товарном экспорте (35,6% в 2016 г.).
Прогнозы развития агросектора в 2018 году также положительны. Он стал ведущей отраслью (если не сказать донором) для восстановления национальной экономики. Более того, агросектор фактически формирует экономический профиль страны. Потенциально Украина может выйти на производство 100 млн. тонн зерновых в год.
Медийное пространство, связанное с рубрикой “Экономика”, наполнено новостями о динамичных посевных и уборочных компаниях, о наращивании отгрузок сельхозпродукции за рубеж, открытии новых рынков, вводе в эксплуатацию новых перерабатывающих или инфраструктурных объектов и еще больше – о возможных инвестициях в агропроекты. Поневоле начинает создаваться впечатление о скором получении страной статуса аграрной сверхдержавы. И достаточно редко появляются материалы, которые пытаются оценить проблемы, стоящие на этом пути.
Настоящий этап в развитии сельского хозяйства можно охарактеризовать как определенную стабилизацию после падения. Объем произведенной продукции растениеводства, выраженный в постоянных ценах 2010 г. (это по методике Держстата Украины) то увеличивался, то снижался в 2013-2017 гг. А динамика этого же показателя (объема произведенной продукции растениеводства) в долл. США по среднегодовому курсу НБУ в соответствующие годы показывает снижение объема в 2013-2015 гг. и стабилизацию в 2016-2017 гг.
Если 2013 год в долларовом эквиваленте принять за базовый, то тренд индекса продукции растениеводства будет следующим:
– 2014 г. – 69,4%
– 2015 г. – 35,8%
– 2016 г. – 33,6%
– 2017 г., исходя из прогноза, – 30,9%.
Не сомневаясь в целом в возможности получения в перспективе указанного статуса аграрной сверхдержавы, хотелось бы обратить внимание на ряд ограничителей, которые будут препятствовать в ближайшие 5 лет прорывному росту (буму) в сельском хозяйстве и которые могут повлиять на его торможение. В применении к растениеводству, как наиболее развитому и перспективному сегменту, такими ограничителями являются:
Деградация земли (потеря гумуса, эрозия, загрязнения и т.д.). Толщина гумусового слоя за последнее десятилетие уменьшилось на 20%, общая площадь эродированных угодий выросла до 13,4 млн. га, из которых 10,6 млн. – пахотные земли (32% всей пашни), почти 40% общей площади земельных ресурсов Украины относятся к загрязненным землям. Некоторые эксперты даже утверждают, что содержание питательных веществ в украинских черноземах сейчас вдвое ниже, чем в землях Западной Европы. Для удержания продуктивности земли необходимы долгосрочные мероприятия и, соответственно, существенные инвестиции. К сожалению, ни у предприятий, ни у государства нет сейчас возможности планировать их в режиме реальных ресурсов и сроков.
Относительно низкая урожайность основных товарных сельхоз культур в сравнении с основными странами-конкурентами. Исходя из экспертной оценки урожайности в 2015/16 маркетинговом году, “диспаритет” Украины с лидером по урожайности пшеницы из расчета тонна/га – с ЕС – составляет 1,56 раза, по кукурузе (с США) – 1,85 раза, по сое (с США) – 1,76 раза. По урожайности подсолнечника Украина находится в лидерах наравне с Аргентиной (около 2 тонн/га).
Для уменьшения такого “диспаритета” и ощутимого роста урожайности массе агропроизводителей необходимо осуществить программу мероприятий:
* Интенсивно использовать современные и недешевые агротехнологии, которые применяются пока точечно – в отдельных крупных хозяйствах
* Регулярно и в нарастающем объеме инвестировать в новую технику, материалы и технологии
* Перейти на современные методы организации труда и менеджмента на уровне агропредприятий и фермерских хозяйств. Этими методами также должны следовать и региональные государственные и властные структуры, ответственные за управление сельским хозяйством.
В ближайшие 5 лет может быть достигнут прогресс по вышеуказанным направлениям, но кардинальное изменение ситуации на уровне агросектора и рывок в урожайности маловероятны. Основным переменным фактором роста урожайности будут оставаться благоприятные климатические условия.
Слабая финансовая инфраструктура и ограниченный финансовый ресурс
* Основной источник финансирования в последние годы – собственные средства предприятий и организаций. Их доля в структуре капитальных инвестиций увеличилась с 63,4% в 2013 г. до 69,4% в 2016 г. В тоже время уровень рентабельности производства сельхозпродукции снизился, по данным Госстата, с 45,6% в 2015 г. до 37,3% в 2016 г. (в том числе, по продукции растениеводства с 50,6% до 44,3%). Доходность агробизнеса, возросшая на рубеже 2015 г. из-за резкого обесценения гривны и увеличения курсового дохода от экспорта, сейчас снижается. Рост импортных и внутренних цен на МТР последовательно сужает возможности предприятий увеличивать свои инвестиции в развитие бизнеса.
* Кредитование растет очень медленно из-за нехватки ресурсов у отечественных финансовых учреждений, их архаичного подхода к развитию системы отношений “банк-аграрий”, не включая отношения с агрохолдингами. Из-за страновых рисков прямые иностранные инвестиции в акционерный капитал предприятий в сельском, лесном и рыбном хозяйствах практически не выросли: $ 617,0 млн. (на 01.01.2015 г.) и $ 617,3 млн. (на 01.07.2017 г.).
* Страхование агрорисков находится в зачаточном состоянии и в основном привязано к небанковскому финансированию и поставке материальных ресурсов. Три страховые компании занимают 3/4 рынка. В 2016-м андеррайтинговом году было заключено всего 787 договоров на страхование полей общей площадью в 675 тыс. га.
* Государственные дотации (на уровне 3 млрд. грн. в этом году) являются важным элементом поддержки сельхозсектора в европейском стиле. Но в текущий период их объем относительно небольшой (по расчетам около 6% от общей суммы капвложений в 2017 году или около 2,8% стоимости осеннего комплекса полевых работ), а механизм реализации пока не до конца отработан. Учитывая оценку экспертов, что в 2014-2015 гг. агробизнес получил финансовый ресурс в размере 20-30 млрд. грн. благодаря спецрежиму НДС, вышеуказанные дотации будут стимулировать только ограниченный “точечный” рост.
– Давление рынков и конкурентов
* Потеря российского рынка и открытие зоны свободной торговли с ЕС стали толчком для выхода сельхозпроизводителей на европейские рынки. В 2016 году их доля в общем экспорте украинской продукции растениеводства составила около 25% (примерно $ 2 млрд.). Судя по ситуации, которая разворачивается в связи с запросами Министерства экономического развития и торговли Украины о расширении квот экспорта в ЕС, пересмотре условий свободной торговли, которые уже сегодня рассматриваются украинской стороной как “устаревшие”, и позиции Брюсселя, “емкость” европейского рынка для украинских продуктов растениеводства останется в ближайшее время неизменной. В пользу такого вывода свидетельствуют также прогнозы поведения агрорынка Великобритании после Брэкзита, если ее рынок будет открыт для внешнего мира и тарифные ограничения будут сняты. В этом случае ожидается наплыв в Великобританию дешевых импортных товаров. Выиграют потребители, но британских фермеров ждут серьезные потери. Так, закупочные цены на зерновые снизятся на 5-7%, объем производства сократится на 1-2%. Местное агролобби вряд ли легко пойдет на уступки по регулированию импорта сельхозпродукции.
* Выход украинских агропроизводителей на рынки других регионов – Ближнего Востока, Африки и Азии по основным товарным группам проходит постепенно, на основе пока отдельных сделок и поставок. Представляется, что конкуренты пока недооценивают потенциал украинской “угрозы” своим позициям. Однозначно, что их противодействия будут нарастать в ближайшее время. Это будет происходить в условиях прогноза о том, что в ближайшие три года рост мировых цен на сельхозтовары будет очень умеренный.
– Отсутствие современной системы организации труда и менеджмента, включая реальные и сильные кооперативные структуры для экономии на масштабе и специализации работ.
Сегодня процессы создания добавленной стоимости в агросекторе от производителя до конечного потребителя в наших условиях крайне “атомизированы”, каждый субъект этих процессов желает получить как можно большую прибыль для себя и немедленно, не доверяя возможностям долгосрочной кооперации и долгосрочному планированию.
Любые действия по отмене моратория на продажу земли и начале земельной реформы в 2018 или в 2019 году могут привести к дезориентации субъектов рынка. По экспертным оценкам, переход к новой стратегии займет последующие три-четыре года, пока новые механизмы хозяйствования не будут отработаны и стабилизированы.
Выход сельского хозяйства на лидирующие позиции в экономической активности в стране приведет в ближайшее время (макс. год-два) к увеличению на него прямой и косвенной налоговой нагрузки.
Вышеотмеченные ограничители будут сдерживать рост сельского хозяйства, придавать ему стагнирующий характер на ближайшие пять лет. (УАК/Пищепром Украины)