Цены на водку подскочили год-к-году на 13%, на питьевую воду – всего на 3%, передает energyprom.kz. В августе питьевая бутилированная вода обходилась казахстанцам в 77,1 тенге за литр – это на 0,1% дороже, чем в июле, и на 3,2% больше, чем годом ранее. Дороже всего среди крупных городов и мегаполисов страны литр питьевой воды обходился жителям Алматы – 87 тг за литр, +2,4% за год.
Алкогольная продукция подорожала значительно сильнее. Так, цена на водку выросла на 1,5% за месяц, и на 13,3% за год – до 2302,1 тг за литр в августе 2017. Дороже всего стоила водка в Астане – 3050 тг за литр, +14,9% за год.
Напомним, что уже с текущего года в Казахстане планируется поэтапное повышение акцизной ставки на алкогольную продукцию: в 2017 году – 2 тыс. тенге за литр, прирост к предыдущему году – 45%, в 2018 году – 2,275 тыс. тг, прирост – 14%, и в 2019 году – 2,55 тыс. тг, прирост – 4%. Гармонизация акцизов в РК с прочими странами таможенного союза в перспективе может способствовать подписанию соглашения о свободном обороте алкогольной продукции на территории ЕАЭС. Производство напитков за 7 месяцев достигло в стоимостном выражении 166,25 млрд тг – на 16,9% больше, чем годом ранее.
Более двух третей выпуска сконцентрировано в Алматинской агломерации: 86,85 млрд тг, +12% за год – в области, и 27,17 млрд тг, сразу +43,2% год-к-году – в финансовом центре.
Среди крупных компаний Алматы и прилегающей области – такие гиганты по выпуску алкогольной продукции, как производитель Тургеньских вин Gold Product (у компании есть и линейка соков), АО “Бахус”, производители пива Caspian Beverage Holding, Efes Kazakhstan, Carlsberg Kazakhstan, и т.д.
Среди крупнейших предприятий, специализирующиеся на безалкогольных напитках, в Алматинской агломерации работают Galanz Bottlers, RG Brands, казахстанский филиал The Coca-Cola Company, ТОО “Комета”, “Рикс ЛТД”, Компания “Обис”, “Либелла Боттлерс Алматы” и прочие.
Среди крепких алкогольных напитков наиболее значительный прирост отмечен в сегменте выпуска коньяка: сразу +67,5% за год, до 5,48 млн литров. Также значительно выросло производство ликерной продукции: +46,6% за год, до 1,54 млн литров. А вот выпуск водки, напротив, сократился: -8,1% за год, до 15,13 млн литров по итогам января-июля 2017.
Для напитков небольшой крепости также наблюдается подъем производства: выпуск вин увеличился на 14,1% за год, до 18,11 млн литров; пива – на 12,3%, до 335,55 млн литров.
В безалкогольном сегменте производители минеральной воды нарастили объемы на 7,1%, до 317,65 млн литров, прочих безалкогольных напитков – на 9,4%, до 688,55 млн литров.
Примечательно, что по итогам I полугодия реализация большинства алкогольных напитков на внутреннем рынке выросла ощутимо заметнее, чем безалкогольных. Так, продажи коньячных напитков подскочили на 56,1% за год, вина – на 17,9%, пива – на 13,1%. В то же время, реализация минеральной воды и прочих безалкогольных напитков увеличилась лишь на 6,6%. Однако стоит отметить, что и продажи водки и ликероводочной продукции также увеличились совсем незначительно – всего на 3,1%.
Казахстанские производители по итогам января-июня 2017 перекрыли рынок ликероводочной продукции на 85,9%, коньячной продукции – на 93,4%, вина – на 57,1%, пива – на 89,4%, безалкогольных напитков – сразу на 94%. (Forbes.kz/Пищепром Украины)