Согласно последним оценкам Persistent Market Research, мировой рынок розничных продаж продуктов питания, оцениваемый в 2013 году в около 5,64 трлн. долларов, в 2020 году будет стоить более 8,54 трлн. долларов. Это означает, что темп годового роста в 2014-2020 годах составит 6,1%.
Данные из отчета Persistent Market Research “Global Market Study on Food Retail” указывают на динамичное развитие мировой розничной торговли продуктами питания. Рост населения, изменение потребительских предпочтений, а также развитие экономик развивающихся стран являются факторами, влияющими на ситуацию в розничной пищевой промышленности. Данные американской исследовательской компании показывают, что в глобальном масштабе к категории среднего класса можно отнести около 1,5 млрд. домохозяйств, в то время как в 2012 году их было около 1,2 млрд. Рекордный рост в этой сфере отмечают Китай и Индия – в 2012 году к среднему классу там относилось 227 и 149 млн. домохозяйств соответственно.
Рост розничных продаж продуктов питания также будет определяться торговлей онлайн. Занятой средний класс имеет мало времени для покупок, поэтому все больше желающих используют возможность покупок с использованием click&collect или в интернет-магазинах pure-play (работающих исключительно в сети).
Фактором, ограничивающим развитие розничной торговли может быть недостаточная эффективность цепи поставок пищевых продуктов в менее развитых странах. Этот фактор будет ослаблять темпы роста рынка в средней степени – в краткосрочной и среднесрочной перспективе – и в низкой степени в долгосрочной перспективе. В развивающихся странах постепенно улучшается транспортная инфраструктура, а свой вклад в повышение эффективности цепочки поставок привносят также мировые продовольственные концерны, все больше присутствующие на этих рынках.
Азиатско-Тихоокеанский регион является крупнейшим рынком розничных продаж продуктов питания. Там растет доход на душу населения, улучшается образование, продвигается урбанизация и вестернизация обществ. Все эти факторы способствуют росту розничной торговли продуктами питания в регионе.
Вторым по величине является европейский рынок, где работает большое количество розничных сетей, которые предлагают свежие продукты и фирменные продукты переработки. Далее идет Северная Америка, где рост продаж осуществляется в основном за счет потребительских тенденций, связанных со здоровьем и пищевой ценностью продуктов.
Розничная торговля продуктами питания может быть разделена на четыре сегмента: гипер- и супермаркеты; магазины общего назначения и специализированные магазины; магазины у дома и другие магазины. В докладе показано, что наибольшая доля рынка у сегмента супермаркетов и гипермаркетов, которые в 2013 году отвечали за приблизительно 2,92 трлн. долларов продаж, а в 2020 году достигнут доходов почти в 4,45 трлн. долларов, увеличившись на 6,2%. (All Retail/ Пищепром Украины)