Аналитик сельскохозяйственных рынков и национальный консультант ФАО Андрей Панкратов подводит итоги первого полугодия для мясного рынка Украины. Основные тенденции развития рынка аналитик подает в таких тезисах:
поголовье КРС начало восстанавливаться;
свиноводство быстро теряет поголовья;
хвалить экспортеров говядины за успешную диверсификацию поставок пока еще рано;
ждем новый рекорд в экспорте курятины;
Китай спасает украинских свиноводов как может;
шокированы ростом цен, украинцы сократили потребление мяса.
Производство говядины
Производство говядины в первом полугодии возросло, по предварительным оценкам, на 2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – с 104 до 106 тыс. тонн.
Рост цен на молоко, а также непосредственно на мясо возвращают интерес сельских жителей к идее содержания коров. Госстат уже несколько месяцев показывает, что поголовье КРС в категории хозяйств населения превышает прошлогоднее. В коммерческом производстве тенденции к росту стада пока не заметно, но не забывайте, что поголовье КРС в нашей стране более чем на 70% находится именно в домохозяйствах. Итак, имеем тенденцию постепенного восстановления поголовья КРС, хотя в целом оно еще меньше чем в прошлом году.
Рост реализации КРС на убой в этом году также обеспечили хозяйства населения, тогда как в сельскохозяйственных предприятиях – спад. Но как объяснить то, что поголовье начало восстанавливаться только несколько месяцев назад, а реализация скота на убой уже опережает показатели прошлого года?
К сожалению, оперативная статистика не позволяет увидеть текущее состояние мясного бизнеса страны в деталях, но в более подробной летней статистике бросается в глаза увеличение в хозяйствах населения количества телят в возрасте до 1 года и бычков на 1 января этого года по сравнению с началом года прошлого. Все другие половозрастные категории КРС подверглись сокращению. Итак, на фоне общего спада поголовья происходило наращивание потенциала именно мясного направления отечественного молочно-мясного бизнеса (по факту, 95% поголовья КРС в стране – молочные породы).
К сожалению, такой рост не будет продолжительным, поскольку традиционно в Украине телят держат недолго. Таким образом, можно было бы ожидать замедления производства говядины дальше, если бы не еще один фактор – угроза заразного узелкового дерматита КРС. Мы уже неоднократно указывали на вероятность краткосрочного увеличения реализации скота на убой при угрозах эпизоотий – так называемого “психологического забоя” – и этот фактор еще не “отработал” на нашем рынке. Наверное, к счастью. Надеемся, что и не отработает, но следим за ситуацией.
Экспорт
Экспорт мяса в этом году, в отличие от производства, прогрессирует. Заметный рост отмечается по всем категориям, а общий объем в 1,5 раза превышает прошлогодний показатель.
Говядины вывезено уже 25 тыс. тонн в пересчете на убойный вес – на 13 тыс. тонн в первом полугодии прошлого года. То есть, имеем увеличение почти в 2 раза.
Но, если в 2016 году крупнейшим пунктом назначения для украинской говядины был Казахстан, то в этом году 40% экспорта идет в Беларусь. Интересно, что Беларусь сама является экспортером говядины, причем экспортирует ее в 5 раз больше чем Украина. Понятно, что стоит за этими поставками, а если нет, то вот еще два факта: 1) почти 100% импорта говядины в Беларусь идет из Украины; 2) почти 100% экспорта говядины из Беларуси идет в Россию.
Так что, наверное, еще рано хвалить украинских экспортеров за успешное открытие новых рынков взамен утраченного российского, хотя новые направления все же есть – это Вьетнам, Ирак, Египет, куда уже стабильно идут десятки и сотни тонн в месяц. В общем, за полугодие доля экспорта говядины в никак СНГ страны составила 18%.
Дальнейшее экспорт говядины в этом году будет зависеть от внутреннего производства, а там могжет быть несколько сценариев. Но в последние годы во второй половине года удавалось экспортировать большие объемы чем в первой.
Импорт
Импорт также идет довольно активно и опережает по общим темпам показатели двух предыдущих лет. Украина была нетто-импортером мяса до 2014 года, но резкое падение курса гривны на некоторое время тогда приняло иностранную конкуренцию с внутреннего рынка. Однако, украинский потребитель постепенно привыкает к новым реалиям и цены на мясо на внутреннем рынке идут вверх, открывая дорогу импорту.
Это, однако, меньше всего касается говядины, которая остается малодоступным деликатесом для большинства украинцев, даже если она местного производства. Об импорте не стоит и говорить. В этом году было завезено всего несколько сотен тонн говядины, преимущественно из Литвы.
Потребление
Общее потребление мяса в первом полугодии уменьшилось, согласно балансу, на 2% – как реакция на стремительное повышение цен. Больше всего – на 16% – уменьшилось потребление говядины, на 3% меньше потреблено свинины, тогда как потребление мяса птицы выросло на 4%. Еще в конце прошлого года мы предполагали, что в связи с поднятием минимальной зарплаты в этом году произойдет перераспределение доходов, которое, в свою очередь, приведет к увеличению спроса на дешевое мясо.
Далее, по мере того как потребители будут привыкать к новым ценникам, общий объем потребления может увеличиться и выйти на уровень прошлого года. В расчете на душу населения, которое уменьшается, это будет означать даже небольшое увеличение потребления. Материал подготовлен в рамках проекта FAO/EBRD по поддержке общественного диалога в мясной отрасли Украины. (ФАО/ Пищепром Украины)