В Украине в ближайшие годы на ягодном рынке могут появиться крупные игроки, пришедшие, из других видов бизнеса. Через 3-5 лет они могут монополизировать переработку ягод и вытеснят мелкое производство. Самые интересные ягоды для крупных инвесторов – голубика и клюква. Об этом эксперты рассказывали на пресс-конференции в агентстве “Интерфакс-Украина” во вторник 4 июля.
Генеральный директор компании “УкрАгроКонсалт” Сергей Феофилов высказал следующее мнение: “В ближайшие годы на ягодном рынке могут появиться крупные игроки, которые заходят со стороны переработки и заморозки. Они прежде всего думают о сбыте, поэтому инвестируют в переработку значительные средства. Это заход стратегических игроков. На первом этапе выход новых игроков оживит конкуренцию, но через 3-5 лет это приведет к монополизации сектора переработки. Крупные игроки получат возможность манипуляции цен на рынке. Может произойти вытеснение мелкого производства”. Чтобы этого не случилось, по словам г-на Феофилова, мелкие фермеры должны приступить к кооперированию. “Развитие ягодного рынка невозможно без рассмотрения возможности кооперации”, – считает эксперт.
Будущие ягодные инвесторы приходят из разных бизнесов, часто вообще несвязанных с сельским хозяйством и заранее готовы к тому, чтобы воспитывать своего потребителя, приучать его потреблять ягоду.
Лина Доценко, руководитель консалтингового проекта “Бриджес” сообщила: “Очень много интереса к выращиванию ягод у людей из других бизнесов: раньше, например, они производили двери или выращивали зерно”. По словам г-на Феофилова в ягодный сектор идут деньги из других отраслей, в частности, из тяжелой промышленности.
Интерес инвесторов направлен на голубику и малопопулярную клюкву. “В основном инвесторы обращают внимание на голубику, как самую привлекательную. Но в последний год к нам участились вопросы по клюкве, именно по технологии выращивания американской клюквы. При этом бизнесмены готовы вкладывать в развитие культуры потребления ягоды, так как свежая клюква не очень популярна в Украине”, – рассказала Лина Доценко.
Несмотря на непопулярность свежей клюквы на украинском рынке, вяленая сладкая клюква пользуется огромным успехом у потребителей. “Мы видим много вяленой клюквы на украинских прилавках. Кто производитель этой клюквы? Это США”, – рассказал Дмитрий Крошка, глава Ассоциации “Уксадпром”. Эксперт надеется, что уже в следующем году в Украине появится сушеная ягода отечественного производства. (Инфоиндустрия/Пищепром Украины)