В последние годы Украина собирала рекордные урожаи зерна и масличных культур и наращивала экспорт. Так, до конца марта за границу будет поставлено около 32 млн тонн, а до конца маркетингового года (июль 2017 г.) – 38-39 млн тонн нашего зерна.
Также к началу марта 2017-го было экспортировано около 2,7 млн тонн подсолнечного масла, что на 0,5 млн тонн больше, чем год назад. Об этом сообщил гендиректор “УкрАгроКонсалт” Сергей Феофилов.
По оценкам экспертов этой компании, будущий урожай окажется не хуже предыдущих и есть все основания ожидать пересмотра нынешних прогнозов в сторону увеличения.
“Все идет по прошлогоднему сценарию. Сначала беспокоимся из-за недосева и состояния озимых, а затем погода меняется, и мы получаем хороший урожай. Например, сейчас урожай пшеницы прогнозируется на уровне 24,2 млн тонн, что меньше прошлогодних 26 млн т. Однако я не исключаю, что в итоге мы выйдем на показатели 2016 года”, – рассказала UBR.ua ведущий эксперт компании “УкрАгроКонсалт” Елизавета Малышко.
По оценке продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в Украине совокупные площади под озимыми зерновыми в текущем сезоне составили 6,1 млн. га, снизившись на 1% в сравнении с прошлым годом. К концу зимы около 80% посевов находились в хорошем либо удовлетворительном состоянии, поэтому в 2017 году аналитики FAO прогнозируют снижение валового сбора пшеницы в нашей стране на 4%, до 25 млн. т.
Согласно мартовским прогнозам консалтингового агентства ААА, будущий урожай ожидается на уровне 60-61 млн тонн. Из них 25 млн тонн придется на пшеницу, около 9 млн тонн на ячмень и 25,5 млн тонн на кукурузу. Производству масличных культур прочат прошлогодние показатели.
Как отмечает руководитель аналитического департамента консалтингового агентства ААА Мария Колесник, это предварительные прогнозы, которые будут корректироваться в зависимости от погодных условий.
Елизавета Малышко считает, что Украина может нарастить свой потенциал производства зерновых до 75 млн тонн. Напомним, в прошлом году было собрано около 66 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. Этот показатель стал рекордным за все годы независимости страны.
“В перспективе нарастить производство можно практически по всем культурам. Например, самой рентабельной зерновой культурой была кукуруза. Ее средняя урожайность – 6,2 тонны с гектара. В то же время в США собирают 10 тонн с гектара. То есть, вложения в инновационные технологии могут увеличить нынешний урожай, минимум, на треть”, – считает Елизавета Малышко.
Вот только надо понимать, кому можно будет продать дополнительные объемы зерна. Особенно при внедрении более дорогих технологий выращивания, например, на орошаемых землях в южных регионах страны.
“Продавать кукурузу по $160-165/т означает недополучать прибыль”, – говорит Малышко.
Украинские фермеры экспортируют массовые сырьевые товары, а это означает, что прибыль напрямую зависит от ситуации на мировых рынках.
Как отмечают в “УкрАгроКонсалт”, мировые цены на зерно остаются стабильными вот уже на протяжении двух последних сезонов. Мировые запасы растут год от года, поэтому фактор неурожая в том или ином регионе не поднимает котировки на зерно. Значит, в ближайшей перспективе (2017-2018 годы) аграриям не стоит рассчитывать на большую выручку.
Напротив, учитывая, что посевная стала дороже, как минимум, на 10%, рентабельность основных культур в 2017/2018 маркетинговом году будет ниже, чем в предыдущие сезоны.
Напомним, в 2015 году самой выгодной культурой оказался подсолнечник с рентабельностью около 80%. По группе зерновых самая высокая рентабельность у кукурузы – 26%, а в 2016 году она выросла еще на 2% (до 28%).
По мнению экспертов, повышать прибыльности традиционными способами, в частности, за счет увеличения производства и экспорта, становится все сложнее.
“Экстенсивный путь развития – увеличение урожая за счет расширения площадей – ведет в никуда. Поэтому нужно повышать эффективность производства, увеличение дохода с 1 га земли”, – отмечает Мария Колесник.
Но повышение урожайности требует немалых капиталовложений. При этом аграрии все чаще склонны вкладываться в иностранные технологии (прежде всего новые гибриды семян), которые покупают за валюту.
“85% денег, необходимых для проведения полевых работ селяне берут со своего кармана, только 10% приходится на кредиты и еще 5% на различные схемы финансирования, например, форвардные контракты или авансовые платежи”, – говорит Сергей Феофилов.
Поэтому уменьшение доходов аграриев скажется на их возможностях наращивания эффективности производства. Остается искать выгоду в узких сегментах, скажем, расширять производство нишевых культур.
Как отмечает аналитик мирового рынка зерновых и масличных культур “УкрАгроКонсалт” Елена Гесова, в сложившейся ситуации каждый регион пытается найти свою стратегию максимального увеличения маржи.
“Например, в США резко сократили посевные площади под пшеницей в пользу сои, в Канаде больше фокусируют внимание на производстве нишевых культур, таких как горох, нут. Австралия постепенно сокращает посевы пшеницы в пользу канолы. Китай также нашел выход и все больше уходит в переработку сырья, расширяя эти мощности”, – отметила она. По словам Марии Колесник, в Украине в последнее время также набирает популярность выращивание гороха.
“Хочу подчеркнуть, что обычно более дорогие культуры требуют больших финансовых расходов и при этом более сложны в технологии производства”, – заметила Колесник.
Например, горох требует раннего посева при высокой влажности почвы и умеренного нарастания температур. Украина в прошлом году расширила посевы гороха и выиграла, потому что была достаточно влажная весна. В этом году также похожая погода.
“Площади могут составить 275 тыс. га. Некоторые южные области уже перевыполнили план посевов по этой культуре на 20%. Поэтому будет хороший урожай и новый рекорд экспорта на уровне 400 тыс. тонн”, – рассказала Елизавета Малышко.
По словам Сергея Феофилова, на нишевые культуры растет спрос со стороны потребителей. Например, еще выгоднее производить нут, который в разы дороже традиционных культур.
“Однако, его нельзя продавать корабельными партиями по 50-60 тыс. тонн. Реально торговать только на целевых рынках, представляя товар в упаковке или даже в виде полуфабриката. Но большинство наших фермеров не готовы налаживать новые отношения с потребителями”, – заметил Сергей Феофилов.
Между тем, по его словам, конкуренция сейчас перемещается из сферы производства в сегмент отношений с потребителями.
“Зачем наращивать производство, если продать товар будет некому. Поэтому, к примеру, американская компания Cargill строит склады и элеваторы в странах, где живут потенциальные потребители их товара. Чтобы лучше понимать их запросы, подстраиваться под пищевые привычки, и в итоге получить более высокую маржу”, – говорит эксперт.
Для украинских компаний это сложно, так как для любых резких изменений нужны большие деньги и другой уровень управления.
Казалось бы, можно заработать на таких культурах как рожь или гречиха, которые в последние годы показывают значительный рост цен.
Как пояснила UBR.ua Елизавета Малышко, посевы ржи сокращались постоянно. Если в последние два сезона ситуация компенсировалась переходящими запасами, то в прошлом году она стала просто критической. Ржаная мука была в дефиците. Цены выросли примерно на 20%, что сделало выгодным импорт зерна и муки из Беларуси.
“Сейчас производство этой культуры снова рентабельно, а посевы осенью 2016 года выросли до 170 тыс. га, что покрывает внутренние потребности страны. И цены опять упадут”, – подчеркнула Малышко.
Поэтому нельзя говорить о стабильном заработке при таких небольших объемах производства, а кроме как на внутреннем рынке эти культуры не находят спроса.
С гречихой ситуация похожая, В прошлом сезоне произвели достаточно зерна и крупы. Цены снизились по сравнению с 2015-м, а уровень производства обеспечивает внутренний рынок. При этом количество населения продолжает сокращаться, а вместе с ним и внутренний спрос. “Внутреннее потребление зерна снижается. Если еще три года назад это было 5,5 млн тонн пшеницы, то сейчас 4,8 млн тонн”, – поясняют в “УкрАгроКонсалт”. (УБР/ Пищепром Украины)